Одним из очень важных аспектов социальных изменений являются изменения, происходящие в менталитете человека, то есть в способах познания, классификации и оценки социальной реальности. Важным аспектом является индивидуализм против коллективизма. Индивидуалистический взгляд на отношения человека и мира рассматривает социальную жизнь как взаимодействие между индивидуумами, которые являются независимыми существами. Основной формой связей считаются договорные отношения, предполагающие взаимность интересов. Индивидуалистическими ценностями являются: автономия, уверенность в себе, конфиденциальность, личный контроль.
Индивидуализм и коллективизм формируют разные представления о природе человека и его правах. Индивидуализм предполагает, что человек в одиночку может найти правильный способ действовать позитивно. Коллективизм, наоборот, предполагает, что человек должен подчиняться группе, потому что только группа способна определить, что для него хорошо, а что плохо. В индивидуализме человек — субъект, а общество — объект его действия. В коллективизме группа является субъектом, по отношению к которому индивиды являются лишь объектами.
Принято считать, что коллективистская ментальность хорошо подходит для форм жизни обществ, описываемых как традиционные, но может быть препятствием в организации жизни современных и постмодернистских обществ, в которых предприимчивые и независимые люди являются гарантом разработка. Правила функционирования современных обществ, которые, среди прочего, они принуждают людей к пространственной мобильности (урбанизации) — ослабляют или разрывают связи, связывающие их с локальной средой и с более широкой семьей, заставляют людей строить идентичности, не зависящие от группы, — способствуют распространению индивидуалистического менталитета.
В долгосрочной перспективе изменения в менталитете обществ можно охарактеризовать как переход от коллективизма к индивидуализму и от иерархического мышления к равенству. Подобным изменениям подвержены и представления о семье. Можно предположить, что как на социальном, так и на индивидуальном уровне произойдет переход от коллективистских и иерархических моделей брака к индивидуалистическим и равноправным моделям и образцам. Коллективистско-иерархический способ мышления о семье соответствует традиционной модели семьи. Индивидуально-равный образ мышления соответствует партнерской модели.
В социологической литературе, несмотря на существующие различия в описании модели семьи, определяемой как партнерство, все авторы отчетливо выделяют две ее особенности. Первая — эгалитаризм: равное участие мужа и жены в семейной жизни, разделение власти и работы, прав и обязанностей. Во-вторых, указать, что в понимаемой таким образом семье более важны ее черты как социальной группы, а не как института, и указать на важность эмоционально-экспрессивной функции семьи — удовлетворения потребности в принадлежности, принятие, любовь, самореализация и психологический резонанс.
•Принятие разных моделей семьи из-за разделения ролей:
- 59,1 % респондентов считают, что лучше всего, когда муж и жена тратят более или менее одинаковое количество времени на профессиональную работу, и оба в равной степени занимаются детьми;
- 24,3% считают, что лучше, когда муж работает профессионально, зарабатывая достаточно для обеспечения потребностей семьи, а жена ведет хозяйство и воспитывает детей;
- 10,6%считает, что лучше, когда оба супруга работают профессионально, но в обязанности жены входит выполнение работы по дому и уход за детьми.
- Мужчины определенно реже выбирают партнерскую модель семьи, и взгляды мужей на этот счет не дифференцированы ни по образованию, ни по профессиональной активности жен. Среди женщин больше сторонников партнерской модели мы находим среди женщин с высшим образованием и профессионально активных женщин. Партнерскую модель брака поддерживают 70,1% профессионально активных замужних женщин и 51,3% мужчин, имеющих профессионально активных жен.
- Параллельно с распространенным в нашем обществе предпочтением партнерской модели брака существуют твердые убеждения о разных обязанностях мужчин и женщин в браке. Среди сторонников партнерской модели брака:
- 79,7 % замужних женщин (48,6 % определенно согласны) и 86,1 % женатых мужчин (49,3 % определенно) согласны с мнением, что муж более ответственен за материальное существование семьи,
- 60,5 % замужних женщин (в том числе 31,0 % определенно) и 59,5 % женатых мужчин (в том числе 23,8 % определенно) считают работу по дому естественным долгом женщины.
Принятие индивидуалистических или коллективистских нормативных допущений как «естественных», «нормальных» влечет за собой не только предпочтения конкретных моделей брака, но и другие оценки/предпочтения/верования относительно фертильности, методов воспитания детей, паттернов социальных ролей женщин, контроля над рождаемостью и т.д..
- В 1979-2003 годах уменьшился процент женщин, которые, вступая во взрослую жизнь, видели себя прежде всего женой (с 53,3 до 27,6), увеличился процент женщин, видевших себя женщинами, совмещающими работу и дом (с 41,3 до 68,5). ).
- В период с 1992 по 2003 год процент людей, одобряющих следующие утверждения, уменьшился:
- «Для семьи намного лучше, когда мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается домом» (женщины снизились с 83,6 до 67,4; мужчины — с 86,8 до 76,6);
- «Для жены должно быть важнее обеспечить мужу условия, способствующие его профессиональным успехам, чем иметь собственные профессиональные успехи» (у женщин снижение с 42,6 до 27,0; у мужчин — с 49,7 до 33,0);
\_____________________________________________________________
- «Маленькому ребенку вредно, когда его мать профессионально работает» (снижение у женщин с 74,1 до 58,7, у мужчин с 76,2 до 63,2).
Утверждение: «Работающая мать может обеспечить своим детям столько же тепла и безопасности, сколько и неработающая мать» чаще принимается женщинами (рост принятия с 47,1% до 64,5%), реже мужчинами (снижение с 55,4%). % до 52,5%).