В 2007 г. 15,8% населения Польши были старше трудоспособного возраста, 13,4% составляли люди в возрасте 65+. Мы имеем дело с феминизацией старости – на 100 мужчин приходится 164 женщины. При изучении старости польская социология принимает точку зрения нехватки, как называет этот подход Ханна Палска (2004), и фокусируется главным образом на материальном, медицинском и социальном дефиците пожилых людей.
Вопрос о том, подвержены ли польские пенсионеры риску бедности, является спорным. Сравнивая среднюю заработную плату со средней пенсией по старости, даже в 2009 году получается, что средняя пенсия по старости в два раза ниже среднего трудового дохода. Однако, когда мы сравниваем располагаемый доход на душу населения в домохозяйствах, оказывается, что доход пенсионеров выше, чем у работающих; бедность в Польше затрагивает детей, молодежь, многодетные семьи и тех, кто живет в сельской местности больше, чем стариков. Такая разница в оценках связана с тем, что доходы работающих официально делятся на доходы несовершеннолетних детей и неработающих супругов (количество неработающих в трудоспособном возрасте достигает 50%). Исследователи утверждают, что ни один из этих показателей не отражает реального материального положения, потому что пенсионеры, как правило, являются членами других непенсионных домохозяйств. Кроме того, мы имеем дело с занижением доходов и доходов как людей трудоспособного возраста, так и пенсионеров из-за развитой теневой экономики в Польше.
В относительно бедном польском обществе пенсионеры являются стабильной социальной категорией — они имеют стабильный доход. Об их относительно благополучном положении по сравнению со всем обществом свидетельствует тот факт, что 44% пенсионеров оказывают материальную помощь детям, а меньшее количество — 25% — получают такую помощь от детей. С другой стороны, в силу иной структуры расходов пенсионеров — они чаще проживают в одиночку и тратят на здоровье и лекарства больше, чем другие социальные категории — их материальное положение можно считать тяжелым. По мнению респондентов (пенсионеров), наибольшим бременем для них являются расходы на лечение, топливо, электроэнергию, газ, квартплату и жилищные платежи, питание. Это означает, что, с одной стороны, они оказывают помощь подрастающему поколению в семье,
Состояние здоровья пожилых людей зависит от возраста, образования и места жительства (более здоровы относительно более молодые жители городов и люди с высшим образованием). Около 13% не испытывают каких-либо постоянных заболеваний, сильное ограничение основных видов деятельности касается 24,7% женщин и 23,7% мужчин, а полное ограничение затрагивает 7,5% женщин и 7,3% мужчин.
Исследование, проведенное CBOS в 2009 году, показывает, что 9% людей, получающих пенсионное пособие, все еще работают. Среди занятий, на которые пенсионеры тратят свое время, первое место занимает просмотр телевизора — 92 %, затем прослушивание радио и музыки — 79 %, чтение — 75 %, садоводство — 49 %, помощь семье/детям в ведении хозяйства. — 47% и забота о внуках — 40%. 18% пользуются компьютером, 15% путешествуют, 12% ведут активную социальную жизнь. Эти результаты соответствуют результатам общенационального исследования, проведенного под руководством Януша Халика (2001) и Бруно Синака (2002) в начале века. Большинство пенсионеров проводят время в средствах массовой информации, около половины занимаются семейной жизнью. Изменения в процессе старения населения в Польше в 20 веке выглядят в какой-то мере следующим образом: от старости в многопоколенческих семьях к ситуации, когда семья меньше присутствует в жизни пенсионеров, а время в значительной степени заполняется приемом контента средств массовой информации, в основном телевидения. Третий возраст в форме индивидуалистического, ориентированного на потребителя образа жизни, возможно, еще не присутствует в Польше в более широком масштабе.