Место Китая в системе мирохозяйственных связей

yurii Фев 18, 2023

Оглавление

Введение. 2

1      Особенности экономического роста Китая и его влияния на мировую экономику. 3

2      Новая роль Китая в мировой экономике. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 15

Введение

В последние годы в мировой экономике происходят глубокие изменения. Импульс основных экономик, таких как Европа, США и Япония, замедляется, в то время как новые экономики, такие как Бразилия и Россия, все еще находятся в тени экономического спада. В Индии наблюдается значительный экономический рост, но страна Южной Азии по-прежнему не является главной движущей силой в мире, учитывая ее экономические масштабы. В то же время на Китай, вторую по величине экономику мира, с его дальнейшей открытостью и интеграцией с земным шаром, приходится более 30 процентов мирового экономического роста, что делает его самой значительной движущей силой.

Стабильный экономический рост Китая является главной движущей силой в глобальном восстановлении. На долю Китая приходилось более 30 процентов мирового экономического роста, и это самый большой вклад. В 2019 году Китай продолжает сильно расти.  Увеличение китайского спроса стимулирует мировую торговлю и экономику.

Поскольку технологии, капитал и торговые потоки между Китаем и миром изменились, воздействие Китая на другие страны увеличилось. К 2017 году на долю Китая приходилось 15 процентов мирового ВВП. По данным Международного валютного фонда (МВФ), еще в 2014 году Китай обогнал Соединенные Штаты, став крупнейшей в мире экономикой по паритету покупательной способности, — впервые с 1870 года. В номинальном выражении ВВП Китая составлял 64 процента ВВП США в 2018 году, что делает его второй по величине экономикой в ​​мире. Китай является значительным игроком на мировой арене, и его стратегический выбор может иметь решающее значение для глобального роста. Существует много других аспектов, помимо экономических, влияющих на глобальное влияние Китая, однако важнейшими являются экономические отношения Китая с миром[1].

1        Особенности экономического роста Китая и его влияния на мировую экономику

Китай в конце XX века и начале XXI пережил грандиозные изменения, но оно кардинально отличается от опыта других стран, переживших догоняющее развитие. Поучительно сравнение с Японией в 1990-е годы, когда она (также, как и Китай сегодня) была второй по величине экономикой в ​​мире после Соединенных Штатов. На тот момент ВВП на душу населения в Японии уже был примерно на 50 процентов выше, чем в США (примерно на 20 процентов ниже по паритету покупательной способности); Номинальный ВВП на душу населения в Китае остается лишь около 15 процентов от уровня США (28 процентов по паритету покупательной способности). Кроме того, уровень урбанизации Японии уже составил тогда 78 процентов. Урбанизация сегодняшнего Китая составляет 58 процентов, то есть все еще на 20-30 процентных пунктов ниже, чем в странах с высоким уровнем дохода. С середины 1990-х годов Япония боролась за достижение значительных темпов роста, однако в настоящее время темпы роста очень низкие. Китай отличается от других стран, так называемых «четырех азиатских тигров» и тем, что в нем проживает большое число людей с относительно низкими доходами, а также имеется много возможностей для дальнейшей урбанизации и повышения производительности, что способствует дальнейшему росту доходов.

Отношения Китая с миром в настоящее время, похоже, находятся на переломном этапе. В корне их лежит изменение динамики глобального политического лидерства, которое имеет ключевое значение, но выходит за рамки темы работы.

Потребители во всем мире извлекают выгоду из торговли с Китаем. Например, по оценкам, китайский импорт снизил цены на потребительские товары в США примерно на 27 процентов. Китай сегодня является основным рынком сбыта для многонациональных компаний, стремящихся к новому росту. По данным Национального бюро статистики Китая, в период с 2000 по 2018 год выручка предприятий с иностранными инвестициями выросла в 12 раз[2].

Тем не менее, характер роста Китая находится под пристальным вниманием. Например, развитые страны высказывают критику в отношении политики Китая по поддержке передачи технологий от иностранных фирм местным, слабой защите интеллектуальной собственности (ИС) и промышленной политики, которая благоприятствует отечественным игрокам. И иностранные инвестиции Китая внимательно изучаются на фоне опасений, что иностранные сделки способствуют крупномасштабной передаче технологий.

Особые опасения существуют по поводу эффекта, смещающего производственные рабочие места в странах с развитой экономикой, таких как США в Китай, хотя технологии автоматизации также сыграли свою роль. Согласно одному исследованию, в период с 1999 по 2011 год, по крайней мере, два миллиона рабочих мест в обрабатывающей промышленности США были перемещены в развивающиеся страны, преимущественно в Китай[3]. 4  Однако корреляцию не следует путать с причинностью. Когда в 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), динамика торговли США с Азией изменилась. Исторически Соединенные Штаты имели большой торговый дефицит с Азией. После вступления Китая в ВТО в Китае была консолидирована большая часть сборок и торговли. За счет импорта ресурсов из других азиатских стран и экспорта готовой продукции в Соединенные Штаты, Китай стал консолидированным торговым центром торговых отношений между США и Азией.

Более фундаментально то, что прошедшее десятилетие открыло новый контекст для Китая и всего мира. Воздействие Китая на мир (измеряемое величиной потоков с остальным миром относительно его экономики) за последнее десятилетие снизилось. В то же время, воздействие на Китай в мире (величина потоков с Китаем по отношению к мировой экономике) увеличилось с 2000 года.

Рис. 1. Экспорт товаров из Китая (млрд. долл.)[4]

На рис. 1 в период с 2000 по 2017 год воздействие Китая на весь мир увеличилось во всех трех измерениях, а совокупный экспорт вырос с 249,2 млрд. долл.  в 2000 году до 2263,4 млрд. долл. в 2017 году. Воздействие Китая на мир достигло пика в 2014 году, когда экспорт достиг 2342,3 млрд. долл.  и в последующие годы он колебался и значительно снизился.

Китай увеличил свою роль в мировой торговле после вступления в ВТО. 2,6 процента потребления в остальном мире сегодня импортируется из Китая, по сравнению с лишь 0,8 процента в 2000 году. В настоящее время китайский импорт составляет 2,0 процента от валовой продукции остального мира по сравнению с 0,4 процента в 2000 году. Однако Китай стал гораздо больше полагаться на свою внутреннюю экономику для стимулирования роста. Совсем недавно, в 2008 году, сальдо торгового баланса Китая составляло 8 процентов ВВП; к 2017 году этот показатель составлял всего 1,7 процента — меньше, чем в Германии или Южной Корее, где сальдо торгового баланса составляет от 5 до 8 процентов ВВП. В период с 2010 по 2017 годы (последние доступные данные) валовой экспорт Китая составил 34 процента роста реального ВВП.

Рис. 2. Сальдо торгового баланса Китая (млрд. долл.)

Что касается технологий, Китай наращивает внутренние мощности в области НИОКР и в настоящее время является вторым по величине спонсором НИОКР в мире после Соединенных Штатов. Китай сегодня лидирует в ключевых сегментах цифровой экономики, таких как электронная коммерция и услуги. Тем не менее, он пока не является крупным поставщиком технологий и экспортером НИОКР. На долю экспорта интеллектуальной собственности Китая приходится около 1,8% расходов на НИОКР в остальном мире. По данным МВФ, китайский импорт технологий в виде ИС, технических услуг и оборудования значительно вырос — с чуть более 11 миллиардов долларов в 2007 году до 48 миллиардов долларов в 2017 году. Однако этот импорт сократился как доля внутренних расходов на НИОКР с 24 до 16 процентов[5].

Что касается финансирования и капитала, Китай становится все более важным источником мирового капитала и остается важным направлением для инвестиций. На Китай приходилось около 10 процентов мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2017 году, по сравнению с примерно одним процентом в 2000 году. Однако по сравнению с внутренней экономикой ПИИ были относительно стабильными и, возможно, даже несколько снизились. В 2007 году входящие ПИИ составили 9 процентов внутренних инвестиций; к 2017 году это число сократилось до 8 процентов. Хотя подверженность китайскому капиталу растет за рубежом, рост внутренних инвестиций уменьшил подверженность Китая иностранному капиталу и инвестиционным возможностям.

Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в Китай (млрд. долл.)

Снижение влияния Китая на мир проявляется также в его торговой политике, связанной с импортом. Со времени вступления в ВТО Китай сократил вдвое тарифы со среднего уровня с 16 процентов в 2000 году до 8 процентов в 2008 году. Но с тех пор средняя тарифная ставка выросла до 9,6 процента по состоянию на 2017 год, что более чем вдвое превышает тарифы США и ЕС средний. Китай открыл двери для иностранного капитала, но барьеры все еще сохраняются.

2        Новая роль Китая в мировой экономике

Изменяющаяся роль Китая в мировой экономике была недавно подчеркнута его регистрацией первого дефицита текущего счета за 17 лет.  В первом квартале 2018 года у Китая был дефицит текущего счета в размере 282 миллиардов долларов, первый  за 17 лет . Это произошло после трехлетней тенденции к снижению и является результатом того, что современная китайская экономика требует импорта дополнительных услуг, в том числе из-за рубежа[6].

Дефицит счета текущих операций зависит от высоких цен на нефть, товара, который Китай импортирует в больших количествах. Кроме того, тенденция к снижению текущего счета частично обусловлена ​​фискальным стимулированием китайского правительства, введенным с 2015 года. Положительное сальдо торгового баланса Китая остается одним из самых сильных в мире.

Эксперты указывают на растущую мощь Китая в Азии и Латинской Америке относительно США или ЕС. На долю Китая приходилось 21% экспорта, поступающего в Юго-Восточную Азию в 2017 году, а также он является крупнейшим импортером товаров из соседних стран. Превратившись в промышленный центр, он стал основным торговым партнером большинства стран региона. Еще более поразительно то, что Китай в настоящее время заключает торговые и инвестиционные соглашения в Азии, Латинской Америке и даже во всем мире в рамках своей инициативы «Один пояс и один путь». В латиноамериканском случае он оказался успешным: Китай сейчас входит в пятерку ведущих экспортных рынков для 12 из 20 стран региона[7].

В то время, поскольку мировая экономическая система была сформирована лобби США, у Китая есть все причины отклоняться от правил ВТО в своих собственных интересах. эта неортодоксальность скорее помогла, чем помешала впечатляющему росту Китая, избавив сотни миллионов людей от нищеты. Как и Китай в наши дни, США в 19 веке догнали Великобританию, похитив интеллектуальную собственность и попирая навязанный гегемоном мировой порядок. Китай обрел себе новую роль, как США в прошлом.

Юань все чаще используется на международном уровне в соответствии с политикой правительства по продвижению, напрямую бросая вызов американскому доллару. Китай также является лидером по объему мировой торговли и по объемам иностранных инвестиций в Африку и Южную Азию. Это позволило нации приобретать военные и другие стратегические активы за рубежом и еще больше распространять свою мягкую силу.

Есть, конечно, и другие признаки изменения экономической роли Китая, помимо макроэкономических и торговых данных. Китайская экономика превзошла США в плане инноваций. Китайская технологическая индустрия обогнала США благодаря огромному внутреннему рынку. Однако у Китая ограниченные возможности финансирования инвестиций — это структурная проблема, которая может препятствовать дальнейшему развитию отрасли.

Китай стал более могущественным в экономическом отношении, и есть свидетельства того, что он начал более активно использовать эту власть за рубежом. Китайское правительство устремилось к достижению превосходства в военной технике и его систематическое игнорирование глобальных правил является основным источником жалоб американских компаний, что и послужило причиной наложения администрацией Трампа дополнительных тарифных ограничений на импорт из Китая[8].

Правительство Китая запустило государственную промышленную политику «Made in China 2025», направленную на то, чтобы сделать Китай доминирующим в мировом высокотехнологичном производстве. Целью программы является использование государственных субсидий, мобилизация государственных предприятий и приобретение интеллектуальной собственности, чтобы догнать, а затем и превзойти западные технологические достижения в передовых отраслях[9]

Однако для Соединенных Штатов и других крупных промышленно развитых демократий эти тактики не только подрывают заявленную Пекином приверженность правилам международной торговли, но и создают угрозу безопасности. Вашингтон утверждает, что эта политика основывается на дискриминационном обращении с иностранными инвестициями, принудительной передаче технологий, краже интеллектуальной собственности и кибершпионаже, практиках, которые побуждают президента Дональда Дж. Трампа взимать тарифы с китайских товаров и блокируют несколько поддерживаемых Китаем приобретений технологических фирм. Между тем, многие другие страны ужесточили контроль за иностранными инвестициями.

Запущенная в 2015 году программа «Made in China 2025» является десятилетним планом правительства по обновлению производственной базы в Китае за счет быстрого развития десяти высокотехнологичных отраслей. Главными среди них являются электромобили и другие новые энергетические транспортные средства, информационные технологии следующего поколения (IT) и телекоммуникации, а также передовая робототехника и искусственный интеллект.

Другие основные сектора включают сельскохозяйственные технологии; аэрокосмическая техника; новые синтетические материалы; современное электрооборудование; появляющаяся биомедицина; высококлассная железнодорожная инфраструктура; и высокотехнологичное морское машиностроение.

Эти сектора являются центральными для так называемой четвертой промышленной революции, которая относится к интеграции больших данных, облачных вычислений и других новых технологий в глобальные производственные цепочки поставок.

Конечная цель Пекина — уменьшить зависимость Китая от иностранных технологий и продвинуть китайских производителей высоких технологий на мировом рынке. Полупроводники являются областью особого внимания, учитывая их центральное значение практически для всех электронных продуктов. На Китай приходится около 60 процентов мирового спроса на полупроводники, но он производит только около 13 процентов мирового предложения. Китай 2025 ставит конкретные цели: к 2025 году Китай стремится достичь 70-процентной самообеспеченности в высокотехнологичных отраслях промышленности, а к 2049 году — к 100-летию Китайской Народной Республики — он стремится занять доминирующее положение на мировых рынках.

Заключение

Китай в настоящее время является второй по величине экономикой в ​​мире и может вскоре обогнать Соединенные Штаты как крупнейшую в мире. Несмотря на принятие некоторых принципов свободного рынка, Китай считает себя «социалистической рыночной экономикой», предполагая, что правительство по-прежнему играет важную роль в экономическом развитии страны.

Руководство Китайской Народной Республики выступает за свободный рынок и глобальную торговлю, предложив историческую перспективу глобализации, от которой не собирается отступать, подчеркнув ответственную роль Китая в мировой экономике.

В последние десятилетия рост Китая был обусловлен экспортом. Теперь он переходит к экономике, ориентированной на потребление, и исходящие инвестиции будут продолжать расти как способ повышения глобального процветания. Есть шесть основных областей, в которых Китай будет стремиться проводить реформы и глобальный рост:

  1. Инновационная экономика, использующая потенциал бизнеса как большого, так и малого
  2. Инициатива «Один пояс, один», соединяющая торговые рынки через евразийскую сушу и море
  3. Рост среднего класса, рост числа и покупательной способности, чтобы стимулировать потребление
  4. Либерализация финансовых рынков, ускорение улучшений на китайском рынке
  5. Реформы государственных предприятий, открывающие крупнейшие отрасли промышленности Китая для мира
  6. Зарубежные инвестиции, использование китайского капитала для оживления мировой экономики

Китай стремится лучше интегрироваться в мировую экономику, что приведет к увеличению объема товаров экспорта. Хотя Китай является второй по величине экономикой в ​​мире, он по-прежнему далеко позади номера один — США.

Список литературы


[1] Рейтинг стран по ВВП 2018
[2] Could China Turn Inward?
[3] Шакиров А. Р. Современные тенденции развития промышленности США // Российский внешнеэкономический вестник. 2012.

[4] Статистические данные Всемирного банка по КНР
[5] Затаившийся дракон. Как сделать успех Китая выгодным для мировой экономики
[6] Китай сообщил о дефиците текущего счета за I квартал
[7] Китайская инициатива «Один пояс и один путь» принадлежит всему миру
[8] Трамп распорядился ввести пошлины на китайские товары еще на $300 млрд
[9] Made in China 2025

Поделиться этим