Роль римской семьи в образовании

yurii Фев 02, 2023

«Никогда и нигде, — говорит Х. Франц, кроме, может быть, только в древнееврейской и древнекитайской культурах — семья не имела такого центрального значения в общественной жизни и образовании, как в Древнем Риме. акцент был подчеркнут здесь был тотальностью жизни, в прямом смысле, основой государства и мировой власти и мирового значения римлян»1. Греки никогда не достигали такого высокого значения семьи, как римляне. Тот факт, что греческие теоретики семейной жизни, такие как Платон, могли говорить об общности женщин с защитниками их идеалистического государства, показывает, что понятие семьи у греков не было таким строгим и фундаментальным, как у римлян. была основана на отдельной личности, с одной стороны, и на государстве, с другой. Тогда как в Риме и личность, и государство основывались на семье. Пока был жив глава семьи, отец, даже взрослые дети, даже женатые сыновья не были полноправными гражданами: они не могли приобретать имущество, заключать договоры, наследовать имущество. то, что было приобретено такими несовершеннолетними членами семьи, было совместной семейной собственностью. Семья в Риме была центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь государства и личности. Индивид взаимодействовал с государством только через семью, а государство считало семью основой своей жизни и прогресса.

Римская семья была большой семьей. В нее входили не только отец, мать и дети, но и слуги, и рабы, и так называемые клиенты. Когда кто-то Риме остепенился или иным образом был не в состоянии управлять своими делами, отдавался на попечение какой-то семьи, входя в нее как своего рода член. Таких людей называли клиентами. Они пользовались семейными правами и опекой главы семьи. Но одно время это тоже было под его контролем. Иногда глава семьи мог даже продать клиентов в рабство. Этот характер римской семьи напоминает нам семью кочевой культуры, которая также была большой семьей и в которой отец имел патриархальное значение.

Римская семья сохранила черты первобытной кочевой семьи еще и в том смысле, что это явно отцовская семья с акцентом на нравственном значении и уважении матери. Приоритет отца в римской семье очевиден. Авторитет отца здесь очень высок, а его права практически безграничны. Он мог обращаться с членами своей семьи так, как считал нужным. Богатство семьи и даже жизни ее членов были в его руках. Он также управлял семьей в правовом, педагогическом, экономическом и религиозном плане. Он по справедливости наказал членов семьи; он был высшим решателем в вопросах воспитания; он приносил жертвы пенатам* как семейный жрец. Правда, женщина могла приобретать недвижимость по римскому праву. Но его управление было в руках человека. Женщина была лишь пассивным субъектом права. Позже, когда семейная жизнь пришла в упадок, имуществом женщины вместо мужа часто распоряжался избранный ею человек, обычно ее любовник, но так было уже на упадочной стадии римской жизни. Римское уголовное право не предусматривало наказания за убийство отца, потому что это дело не укладывалось в сознании римлян. Женщина — мать в римской семье имела огромное значение не столько с юридической точки зрения, сколько с точки зрения нравственной. Mater familias была окружена этическим и даже религиозное уважение. Символично, что это уважение выразилось в культе богини Весты. Весталки пользовались большим уважением в Риме. Это было выражением той метафизической оценки женщины, которая в римской семье воплощалась в уважении к матери. Многочисленные надписи на женских надгробиях свидетельствуют о высоком уважении мужчин к женщинам.

Из этих записей мы узнаем, какие добродетели больше всего ценились в женщинах того времени. Особенно берегли тех женщин, которые имели только одного мужа и оставались вдовами: univirae. Также в записях постоянно говорится, что женщина была omnibus subveniens, innocens, castissima, praestans, vixit sine litibus et iurgiis, casta et pudica, sapiens, generosa и т. д. Религиозность и благочестие также были в почете. в записях упоминаются женщины mirae bonitatis atque Sanitatis.

Отношения между мужем и женой считались священными. Моногамия была чрезвычайно строгой. Х. Франц отмечает, что «особая способность римского государства к выживанию была основана на моногамии». Греческая семейная распущенность не существовала на первобытной стадии римской жизни. Разводы были очень редки. Говорят, что первый развод в римском государстве был имели место в 231 г. до н. рождение детей считалось проклятием от богов. Ограничение числа детей считалось преступлением против общины. Здесь римляне совершенно отличались от греков, чьи философы, такие как Платон и Аристотель, проповедовали, что число детей должно быть ограничено. Ко времени падения Рима семейная жизнь была уже сильно нарушена. Неверность, расколы, разногласия, снижение роста грызли римскую семью. Убийство нерожденных младенцев было довольно распространенным явлением. Овидий жалуется по этому поводу:

Nunc uterum vitiat, quae vult formosa videri, Raraque in hoc aevo est, quae vellit esse parens».

Но в древности, особенно в Древнем Риме, семейная жизнь была очень дисциплинированной, строгой и святой.

Само собой разумеется, что такая крепкая первобытная римская семья имела большое значение для всей педагогической работы. Это уже упоминалось что римское образование носило частный характер и что эта конфиденциальность проявлялась в домашнем характере образования. Молодежь в основном получала образование и воспитывалась в домах своих родителей или соседей по дому и рабов, живущих в этих домах. Самым главным учителем и воспитателем был, конечно, отец. Дети ходили на форум и пиры с отцом, а отец учил их читать и писать. Принося жертвы домашним богам, он также знакомил детей с религиозными вопросами. Отец был основным и самым важным воспитателем и учителем в домашнем воспитании.

Вот как описывает римское домашнее воспитание Т. Моммзен: «Воспитание молодежи оставалось строго в стенах дома. Мальчик не оставлял отца, сопровождал его в поля с конем и косой, ходил с ним в дом друга или зал собраний, если отца приглашали в гости или посоветоваться. Такое домашнее воспитание годилось для того, чтобы сделать человека подвластным семье и государству одновременно. Постоянная общность жизни между отцом и сыном, уважение подрастающего человека к зрелому мужчине и уважение зрелого человека к невинности юности основывались на постоянстве семейных и государственных традиций, внутренней прочности семейной связи. (Innigkeit), вообще нравственная серьезность римской жизни (gravitas) и благородство их характера».

По мере того как Рим все больше попадал под влияние греческой культуры, характер семейного воспитания не исчезал, менялась лишь его форма: вместо отца, домашний учитель. Отец уже не мог учить своих детей всему, что требовали изменившиеся обстоятельства жизни. Поэтому он был вынужден обращаться за помощью к тем людям, которые были более или менее подготовлены к педагогической работе. Домашними учителями в эллинистическом Риме были в основном образованные греки. Одни из них были рабами, другие — свободными, но обоих держали в качестве слуг в Риме. Так звали римского домашнего учителя. Его помощь в римских семьях была лучше, чем помощь педагога в греках. Домашний учитель заботился о детях, обучал их основам греческого языка, греческим обычаям и правилам греческого обрезания.

Т. Моммзен отмечает, что в Риме во все времена были греческие учителя. В начале третьего века до нашей эры в столице существовали даже греческие школы декламации. Но в период расцвета эллинизма эти учителя «толпами ринулись не только как учителя языка, но и как учителя словесности и вообще как воспитатели (с. 124). Учителя и философы греческого двора, которые хоть и не были рабами, но считались слугами, оказались теперь при римском дворе. Они высоко ценились, а литературному рабу первого рода платили 200 000 сестерциев (15 200 талеров)».

Эти два персонажа: отец и домашний учитель были как раз двумя воспитателями на домашнем этапе римского воспитания и образования.

Отец большую часть времени уделял воспитанию мальчиков. Мать больше воспитывала и воспитывала девочек. Назначен домашний учитель был часто для всех детей. Римляне уделяли много внимания воспитанию девочек. Но все это образование в основном было получено в семье. «Только меньшинство, — замечает Л. Фридлендер, — отдавало их в школы в раннем возрасте». В первую очередь девочек обучали домашним работам, потому что в Риме даже знатные матроны не избегали этих дел. Важнейшая работа женщина в римской семье занималась прядением и ткачеством. Эти хлопоты даже женщины упоминаются в надгробных надписях. Поэтому девочек в первую очередь учили правильно работать. Это была задача матери. Рядом с ткачеством была вышивка, хотя ее часто делали и мужчины. Для вышивания, например, Варрон требует, чтобы девочек учили одеваться, потому что иначе они не смогут оценить узор на коврах и занавесках. Читай, пиши,

Но особое внимание уделялось обучению девочек музыке и танцам. Обычно для этого дома были специальные учителя. Музыка включала пение и игру на цитре. Даже на надгробиях девочки изображаются с цитрой в руках, а мальчики с пергаментным шариком. Следовательно, музыка считалась, как замечает Л. Фридлендер, «необходимым компонентом воспитания девочек» 7. Обучение танцу было не чем иным, как своего рода обучением пластическим движениям, которое должно было придать изящество всему телу девушки и благородство ее походке, потому римляне высоко ценили. Даже в одном надгробии упоминается о женщине, что она была благородной походки. Девушки, умевшие хорошо петь, кричать и танцевать, также появлялись на публике по случаю различных праздников и торжеств.

Поделиться этим