a. Характеристики исходной культуры
Исходную культуру также называют базовой культурой и культурой пигмеев. Она рассматривается как базовая культура, потому что все остальные культуры выросли из нее, как бы из некоего фундамента. Она называется культурой пигмеев из-за существующих сегодня первобытных народов, пигмеи принадлежат к этому циклу. Первобытная культура является древнейшей из всех известных нам культур. В. Шмидт даже хотел доказать, что это самая первая культура и что пигмеи — наши предки. Сегодня эта точка зрения не отстаивается в этнологии. Этнологи лишь утверждают, что пигмеи — древнейшие из известных нам жителей земли, а их культура — древнейшая из известных нам. Поэтому ее персонаж нам во многом интересен, ведь он показывает, как человечество развивалось потом.
Материальная сторона самобытной культуры весьма скромна. Хозяйство здесь по существу присваивающее. Люди здесь обходятся тем, что она им дает природа. Здесь природа накрывает стол, а люди берут его и используют (О. Менгин). Здесь не обрабатывают землю и не разводят животных. Верно, что растительная и животная пища составляет основные продукты питания. Но здесь они взяты прямо из природы. Мужчина обеспечивает семью мясом, охотясь на животных, а женщина собирает растения. Первобытный человек из-за такой формы своего хозяйства вынужден постоянно переезжать с места на место, потому что природа, хотя и очень обильная, не может вечно кормить большую группу людей в одном и том же месте. Виновата ферма и в том, что люди исконной культуры живут небольшими группами. Природа не смогла бы прокормить большие массы.
Человек делает первые шаги. Огонь известен и используется. Но не все народы умеют его делать. Андаманцы*, например, не платят. Они постоянно защищают ее. Орудия и оружие самобытной культуры носят прежде всего экономический характер. Лук и стрелы, копье и дубина не для войны, а для охоты. Помимо них, исконная культура еще знает метательный нож и метательный нож.
В области духовной культуры самобытная культура поднялась достаточно высоко. В религии люди первобытной культуры — явные монотеисты. Они связывают единого Бога как Отца всех людей и Творца всего сущего. Эти люди знают молитву, жертвоприношения (так называемые жертвоприношения первых плодов*) и поклонение. Их мораль тесно связана с религией.
Общественная жизнь самобытной культуры проста, но естественна. Рабство, даже в его малейшей форме, неизвестно. Связанные с этим вещи, такие как охота и торговля людьми, пленение девушек, жестокое обращение с порабощенными людьми, также не известны. Свободолюбие — яркая черта первобытных людей. Военные походы большая редкость, ведь государства здесь еще не существует. Здесь бывают только собрания семей во главе с одним вождем. Высоко развита забота о семье, детях, женщинах, больных, стариках. Слабых мальчиков и девочек не убивают. О бабушках и дедушках заботятся до конца их жизни.
Семьйная жизнь также проста и естественна. Ничто иное не сближает людей с женственностью, как внутреннее желание обоих. В. Шмидт приводит множество примеров, показывающих, что для того, чтобы жениться, молодой человек должен сначала получить согласие девушки, а уж потом поговорить с ее родителями1. Ни покупка жены, ни похищение не известны изначальной культуре. Женская форма жизни строго моногамна. Если и есть исключения, то они появились под влиянием других культур. Однажды установившаяся женственность, особенно если есть дети, становится постоянной. Женскую верность старательно охраняют. Отчуждение обычно карается смертью. Женщина и мужчина имеют равные права в семейной жизни. Разделение труда здесь имеет еще чисто практическое значение. Авторитет матери в изначальной семье очень высок.
b. Особенности начального культурного образования
Помимо всего того, что содержится в начальном образовании вообще, в воспитании начальной культуры есть несколько своеобразных черт, заслуживающих внимания, потому что оно стоит в начале педагогической работы человечества.
Фундаментальный или семейный этап начального культурного воспитания характеризуется своей естественностью и мягкостью. Первоначальная структура семьи: что это создает очень благоприятные условия для воспитания. «Первородная семья, — говорит Л. Уолк, — настолько сильна своей моногамной женственностью, а в равной оценке полов, высоком уважении женщины и матери так благотворна, что кажется, что она существует и создана только для ребенок» 2. Ребёнок здесь воспитывается не только либо отцом, либо матерью, а другом обоих родителей. Поэтому отношения между родителями и детьми очень близкие и тёплые. Мать всегда является авторитетом, даже для взрослых детей. А. Майрон отмечает, что по своей интенсивности отношения исходной семьи превосходят даже отношения европейских семей 3. Послушание родителям чрезвычайно велико. Дети-негрито на Филиппинах «отвечают на малейшее движение родителей и удовлетворяют их желания» 4. Сами дети, о. По словам Краузе, «они веселые и жизнерадостные».
Уже упоминалось, что вообще первобытные народы не любят наказывать детей. Архаичная, но не первобытная культура строго воспитывает. Особенно это заметно в воспитании начальной культуры. Л. Валкас констатирует, что «большинство старейших семей смело и даже с негодованием отвергают всякие телесные наказания; некоторые употребляют их, но очень редко и в легкой форме. Родители так дорожат своими детьми, что видят в телесных наказаниях что-то неестественное, неразумное, злое».
У детей было много возможностей наверстать упущенное. Но я никогда не видел никого сердитым, ни один не показал сердитого лица». Существуют разные объяснения, почему эскимосы не наказывают детей. Считается, что это стремление эскимосов к свободе, потому что «гренландец скорее умрет, чем сделает нечто вынужденное» (Кранц). Но, пожалуй, более точное толкование заключается в том, что причиной ненаказания детей является вера эскимосов, ибо эскимосы верят, что их предки живут в их детях (Р. Туркетиль).
Нравственное воспитание в семье самобытной культуры очень строгое. Для детей от 3 до 5 лет
быть поставленным в команду фартуки позора, и с тех пор полы более или менее разделились. Родители и взрослые очень внимательно следят за тем, чтобы дети не слышали нецензурной лексики, не видели непристойных действий или жестов. У бушменов незрелым мальчикам и девочкам нельзя есть мясо. Этот запрет объясняется тем, что он призван дать детям возможность контролировать свое пристрастие к сладкому. В клане Бергдама* (Юго-Западная Африка) отношения между братьями и сестрами строятся на принципах нравственного воспитания.
Там братья и сестры не могут есть одной и той же пищей, не могут носить одни и те же трубки. Брат не может взять Он может есть только то, что ему сандалии, курить от того же из рук сестры нет еды. сестра помогает ему спуститься на землю. Девочки не могут есть то, что брат принес с поля в шапке. Они также не могут есть ничего, что касается пояса их брата. Запрещается брату есть то, что его сестра приготовила в пироге или положила в ее постель. Даже в сильный дождь брат не может закрыть палатку сестры, если она одна. Он должен оставаться снаружи. Братья и сестры не могут сидеть так, чтобы видеть лица друг друга. Они должны повернуться спиной полностью или хотя бы частично. При совместном путешествии сестра должна следовать за братом хотя бы на пару шагов. Братья и сестры не могут называть друг друга вами. Они должны быть во множественном числе.
Неудивительно, что плоды такого воспитания хорошие, иногда даже очень хорошие. Шебеста говорит, что молодые люди Семанга «могут быть примером нравственности и сдержанности для европейских детей».
Заключительный или публичный этап начального культурного образования также имеет все характеристики начальных инициаций. Однако и здесь первоначальная культура в некоторых отношениях отличается от более поздних культур.
Три черты характеризуют инициации оригинальной культуры. Прежде всего, первичные культурные инициации характеризуются тем, что в них участвуют оба пола: мальчики и девочки. Полы здесь не разделены, потому что первоначальные культурные посвящения являются подготовкой к семье и обществу и поэтому необходимы для обоих полов. Пол переназначается только тогда, когда предоставляется конкретная инструкция. В изначальной культуре нет ни строгого воспитания, ни строгого совместного обучения. Когда дело доходит до учения о том, что является общим для всех, то полы объединяются. Когда дело доходит до обучения конкретным гендерным ролям, гендер переопределяется. Отношения полов регулируются здесь не какой-либо теорией, а делами самой природы. Инициированные мальчики и девочки показывают, что гендерная жизнь в исходной культуре является синтетической, чего мы больше не находим в более поздних культурах. Второй характеристикой инициаций оригинальной культуры является их универсальный характер. Эта всеобщность проявляется в том, что в изначальной культуре, при посвящениях, всем сообщается все. Здесь ничего не выделяется и ничего не скрывается. И женская, и мужская молодежь узнают все секреты рода: его религиозную науку, его традиции, обычаи, нормы морали и законы вежливости.
Третьей характеристикой этих посвящений является их нравственный характер. Так же, как инициации поздней культуры пытаются в первую очередь ввести молодежь во взрослую жизнь, так и инициации первоначальной культуры пытаются воспитать характер молодежи. «Сущностной задачей воспитания старых посвящений, — говорит Л. Уолк, — является внутренняя тренировка характера». традиции семьи и общества. В результате первоначальная культура больше всего внимания уделяет аскетическим посвящениям. Момент. Даже теоретический момент носит характер самого отрадного учения.