Как неоднородна первобытная жизнь, так неоднородно и первобытное образование. По мере изменения форм жизни и жизненных отношений меняются и формы воспитания.
Для образования, прежде всего, не имеет значения пол — в семье все равны. Мальчик имеет явное преимущество и большие права. Разнообразие и вариативность формы семьи — первая причина, определяющая формы воспитания и его специфические проявления. — Форма общества продолжается. Образование тоже неполное,
является ли первобытное общество недифференцированной массой, или разделено на классы, или управляется демократическим или аристократическим принципом. Поэтому форма общества является вторым фактором, определяющим образование. — Затем идет форма фермы. Если воспитание в первобытной жизни носит конкретно-практический характер, то эта практичность прежде всего идет в хозяйство, ибо хозяйственная жизнь для первобытного человека есть главное условие его существования. Подготовка молодежи к крестьянской жизни является основной задачей начального образования. Поэтому форма фермы здесь очень важна. Образование одно в первобытной культуре, которая не возделывает землю и не разводит животных, другое в тотемистической культуре, которая занимается коллективной охотой на животных, третье в матриархальной культуре, которая возделывает землю, и третье в кочевой культуре, которая выращивает животных. животные. » Фермерская форма является третьим фактором, определяющим начальное образование. — Именно эти три формы и отличают начальное образование.
Органическое сочетание семьи, общества и хозяйственных форм в одной культуре создает отдельный, своеобразный, иной тип культуры, называемый сегодня культурным циклом. Культурный цикл представляет собой совокупность признаков культурной жизни. Наличие меток ситхов позволяет отнести ту или иную первобытную нацию к тому или иному циклу.
Теория культурных циклов, которая сегодня составляет основу культурно-историческую школу этнологии, начатую о. Гребнер. Правда, раньше о. Ратцель и Л. Фробенюс говорили о культурных циклах. Но методологическую основу этой теории впервые создал Гребнер в своей работе «Die Methode der Ethnologie» (1909 г. ) Эта теория была специально развита В. Шмидтом и В. Копперсом. Ее представители сегодня есть во всех частях света. «Правда, эта теория до сих пор подвергается немалой критике. Возможно, дело в том, что она нуждается в некоторых уточнениях в деталях. Но в принципе она приемлема в этнологии. Так считает Р. Турнвальд, один из самых известных этнологов нашего времени, говорит о ней: «Несмотря на всю критику, более или менее правильно обвиняющую механические и непсихологические циклы культуры в пользе науки, надо признать, что это здоровая реакция на чересчур схематическую старую теорию эволюции и что она побуждает этнологию работать глубже. Самое главное, она обратила внимание на исторические связи, что заставило по-новому взглянуть на все культурное событие. Его величайшее значение заключается в углублении исторической перспективы (с. 118). Короче говоря, критика линий разделения (Abgrenzungs-linien — которыми один цикл отличается от другого, AM) культурных циклов науки должна оставаться живой, но она не отрицает принципа разделения» (Reallexikon der Vorgeschichte). VII, стр. 118, 122). Его величайшее значение заключается в углублении исторической перспективы (с. 118). Короче говоря, критика линий разделения (Abgrenzungs-linien — которыми один цикл отличается от другого, AM) культурных циклов науки должна оставаться живой, но она не отрицает принципа разделения» (Reallexikon der Vorgeschichte). VII, стр. 118, 122). Его величайшее значение заключается в углублении исторической перспективы (с. 118). Короче говоря, критика линий разделения (Abgrenzungs-linien — которыми один цикл отличается от другого, AM) культурных циклов науки должна оставаться живой, но она не отрицает принципа разделения» (Reallexikon der Vorgeschichte). VII, стр. 118, 122).
Этнология сегодня обнаружила и описала несколько таких циклов. Прежде всего, исходная культура или культура пигмеев, которую О.
Менгин также называет это культурой деревьев. В его развитии появились три основных направления, которые впоследствии создали три основных культурных цикла: 1) тотемистический или отцовский цикл, 2) матриархальный или материнский цикл и 3) кочевой или кочевой цикл. Другими словами, эти циклы называются охотничье-собирательскими, земледельческими и скотоводческими культурами в соответствии с основной формой каждого из их хозяйств. Все эти три цикла выросли из одной исходной культуры, в последней стадии развития которой, по О. Менгину, уже наметились три ядра: тасманийская культура, австралоидная культура и эскимосская культура:
Эти четыре цикла: первобытный, тотемистический, матриархальный и кочевой составляют основные типы первобытной культуры. Позднее, когда они соприкоснулись друг с другом, возник целый ряд смешанных циклов, значимых для этнологии, но имеющих лишь второстепенное значение для философии культуры и истории педагогики.
По этим четырем основным типам делится и начальное образование. Каждый из этих типов имеет свой тип семьи, тип общества и тип фермы. Поэтому их образование тоже уникально для каждого. В результате при рассмотрении практических проявлений первобытного образования уже нельзя рассматривать их вообще, а брать по отдельности, так как они встречаются в жизни каждого из названных культурных циклов. Задача следующих разделов как раз и состоит в том, чтобы охарактеризовать начальное образование в соответствии с жизненной структурой каждого культурного цикла.