Лозунги демократии, выдвинутые в XVIII веке по вдохновению буржуазии и в ее интересах, осуществлялись постепенно и с неохотой. Очень часто крестьяне и пролетариат навязывали их реализацию против самой буржуазии, которая боялась чрезмерной радикализации масс и не стремилась устранить из власти аристократию старого типа. Наиболее подходящей для нужд капиталистического общества формой правления был парламентаризм, основой которого было всеобщее и равное избирательное право. Со времени принятия первых буржуазно-демократических конституций (американской 1787 и французской 1791) до 1870 избирательные права в парламенты основывались на переписи имущества. Оно было иногда настолько высоким, что, например, во Франции после Июльской революции 1830 года право голоса имел лишь 1% всего взрослого населения. В Англии билль о Великой реформе 1832 г. увеличил число избирателей в парламент на 50 %, а в 1867 г. — еще на 70 %, но по-прежнему только 1 из 6 взрослых мужчин имел право голоса. Выборы были открытыми, что привело к давлению взяточничества. Весна Наций принесла краткосрочную демократизацию системы во многих странах, за которой последовала реакция и отказ от большинства революционных завоеваний. Из-за этого ограничения избирательных прав для богатых либеральную демократию при капитализме со свободной конкуренцией иногда называют эгалитарной олигархией. Весна Наций принесла краткосрочную демократизацию системы во многих странах, за которой последовала реакция и отказ от большинства революционных завоеваний. Из-за этого ограничения избирательных прав для богатых либеральную демократию при капитализме со свободной конкуренцией иногда называют эгалитарной олигархией. Весна Наций принесла краткосрочную демократизацию системы во многих странах, за которой последовала реакция и отказ от большинства революционных завоеваний. Из-за этого ограничения избирательных прав для богатых либеральную демократию при капитализме со свободной конкуренцией иногда называют эгалитарной олигархией.
По мере развития экономики государство расширяло сферу своей деятельности и отходило от роли «хранителя гражданских свобод», провозглашаемой либералами с первой половины XIX века. Пассивных надзорных и репрессивных функций государства было недостаточно для развитого индустриального общества — правительству приходилось осуществлять активную положительную деятельность, регулировать и контролировать общественно-экономическую жизнь, руководить образованием и культурой, проводить в жизнь законы, бороться за благоприятное положение в мир или просто выиграть для колоний своих граждан. Увеличение масштабов государственного вмешательства означало, что различные социальные слои хотели обеспечить свое влияние на формирование и контроль государственного аппарата. Всеобщее избирательное право мужчин было введено раньше всего в «новых» заморских государствах с относительно эгалитарными обществами освободился от суеверий и традиций «старой» Европы. Такими странами были США, где после Гражданской войны право голоса было введено для всех мужчин (в том числе и чернокожих) (ограничения сохранялись из-за недостаточного образования), и Австралия, Канада и Новая Зеландия, где уже в 1893 году право голоса имели даже женщины. допустимый. С 1871 г. всеобщее избирательное право для мужчин вводилось последовательно в Германии и Швейцарии (1871 г.), Франции (1875 г.), Испании (1890 г.), Бельгии (1893 г.), Нидерландах (1896 г.) и Норвегии (1896 г.). В Англии избирательное право было расширено в 1884 году, чтобы позволить голосовать более состоятельным рабочим, но всеобщее избирательное право для мужчин (и ограниченное для женщин) не было введено до 1918 года. В других странах мужчины получили всеобщее и равное избирательное право только после Первой мировой войны. До этого многие европейские народы также находились под деспотическим правлением. В России в 1906 г. была учреждена Государственная Дума — совещательный орган, избираемый небольшой частью населения.
С распространением избирательных прав парламентская демократия начала коренным образом менять свою форму по отношению к той, которая длилась почти весь 19 век. Прежде всего, были созданы правительства, основанные на партийной системе. Хотя партии действовали в Англии с 17 века, а в других странах с 18 века, они играли не такую политическую роль, как с конца 19 века, а между партиями, выдвигавшими своих кандидатов. Принцип, согласно которому партии являются составной частью конституционного строя, был официально введен в одних странах в межвоенный период (а в других — после Второй мировой войны), но с конца XIX в. организационная структура и принципы партийного членства и деятельности. Буржуазные политические партии также реже ссылались на основные доктрины, лежащие в основе формирования этих партий, и различия между ними стали заключаться главным образом в текущей политической тактике. Таким образом, к концу XIX века начал формироваться тип «массовой демократии», в отличие от либеральной демократии, характерной для большей части этого века. Основой парламентской демократии 19 в. была политическая деятельность групп людей, социально равноправных и материально обеспеченных. С другой стороны, система массовой демократии в отличие от либеральной демократии, характерной для большей части этого века. Основой парламентской демократии 19 в. была политическая деятельность групп людей, социально равноправных и материально обеспеченных. С другой стороны, система массовой демократии в отличие от либеральной демократии, характерной для большей части этого века. Основой парламентской демократии 19 в. была политическая деятельность групп людей, социально равноправных и материально обеспеченных. С другой стороны, система массовой демократии на основе роста населения и числа избирателей, создавая большую, экономически и культурно разнообразную, аморфную массу, на которую могли влиять только интегрированные организации, располагающие соответствующими ресурсами и постоянно модифицирующие свою текущую политическую программу.