Война вызвала длительные трудности и экономические разрушения, которое она принесла, и из-за экономического кризиса плантационного хозяйствования. Были предприняты попытки их преодоления — политические, технические, многие другие меры.
Однако происходившие в американской экономике структурные сдвиги, заключавшиеся в появлении новых отраслей промышленности и изменении ее размещения, разыгрывались, тем более что ресурсы сырья в старых графствах истощались — угля в окрестности Питтсбурга, дерева в Новой Англии и др. Наиболее развит теперь район Великих озер (Кливленд, Чикаго), лесная промышленность переместилась на северо-запад, а хлопчатобумажная — на юго-восток штатов. Владельцы плантаций здесь теперь приносит достаточный доход от промышленной и коммерческой деятельности. Новыми отраслями стали химическая и электротехническая промышленность. Производство развернуто в больших масштабах-вагоны и железнодорожные вагоны (особенно заводы Pullman в Чикаgo), внутренние и морские суда в первые годы ХХ века, серийное производство автомобилей (на заводе Форда в Детройте).
Концентрация и монополизация в американской промышленности прогрессировало почти так же быстро, как в Германии. Были заключены первые соглашения в форме пулов и картелей, но после 1885 г.антикартельные законы заставили вести поиск таких форм, которые давали бы возможность примириться с существующими правилами. Так были созданы тресты,и когда те тоже были ограничены — холдинговые компании, широко известные как финансовые группы. Например, в нефтяной промышленности действовала «группа Рокфеллера» (впоследствии «Стандард ойл компани»), которая владела также табачными плантациями и сигаретными фабриками, медными рудниками и плавильными заводами, угольными шахтами, железными дорогами и банками; в электротехнической промышленности и кораблестроении важнейшую роль играла «группа Моргана», имевшая многочисленные доли в страховых компаниях, железнодорожных компаниях и, как и предыдущая, в собственных банках. Вокруг банков Мелиона, Дюпона, Гуггенхайма, Вандербильдта и других образовались группы промышленного капитала. Финансовые группы соревновались друг с другом в геологоразведке, в развитии железнодорожных путей и в технологии производства во всех сферах экономики.
Впечатляющие успехи в освоении обширных целинных земель и всестороннее экономическое развитие означали, что многие писатели и ученые из Европы восхищались темпами Америки, масштабами инициативы и предприимчивости, а США наводняло все возрастающее число иммигрантов. Наибольшая интенсивность иммиграции приходится на 1880 — 1913 годы, когда в США ежегодно приезжало более полумиллиона человек. Среди самих американцев начало распространяться чувство национальной гордости, убежденность в том, что Соединенные Штаты должны стать ведущей страной мира, образцом демократии, свободы и прогресса. Из старой доктрины Монро «Америка для американцев» сейчас выросла теория панамериканизма, провозглашающая право США быть арбитром и руководить странами Латинской Америки. США отказались от участия в европейских проблемах, по-прежнему придерживаясь принципа изоляционизма по отношению к Старому Свету. Был провозглашен и лозунг антиколониализма, хотя на рубеже 19 и 20 веков капиталы из США уже получили широкое влияние и источники доходов в Центральной и Южной Америке.