СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

yurii Янв 29, 2023

В восемнадцатом веке, особенно во второй половине нынешнего века,он указалв странах Западной Европы — Англии, Нидерландах и странах Скандинавии — постепенное, но непрерывное снижение смертности. Еще-

Ежегодная смертность, которая до 18 века составляла около 40 на 100 жителей, к концу века упала в этих странах примерно до 30%. В 19 веке снижение смертности было еще быстрее и шире — теперь и в странах Центральной, Южной и Восточной Европы — и во второй половине 20 века достигло минимума около 10%, т. е. около четверть двух веков назад.

Таблица 13

СМЕРТНОСТЬ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ В 1760-1938 ГОДЫ (среднегодовой wo/oo)

Страна1760-1780 гг.1870-1880 гг.1901-1910 гг.1936-1938 гг.
Англия32221612
Бельгия 231613
Нидерланды3324159
Швециятридцать181512
Францияоколо 40241915
Германияоколо 40271912
Италияоколо 40292214
Испанияоколо 40312516
Румынияоколо 40312819
Европейская Россияоколо 40около 35тридцать
Соединенные Штаты Америки 251611
Япония*2117

Таким образом, связь между снижением смертности и экономическим развитием вполне ясна. Смертность падает раньше и быстрее в более развитых странах и позже в отстающих. Конечно, эту зависимость нельзя точно представить численно — в том числе и потому, что на статистическую смертность влияет и структура населения по возрасту. Поэтому, например, небольшие различия в уровне смертности в современных развитых странах (от 8 до 12%) являются следствием прежде всего разного уровня воспроизводства в этих странах: где рождаемость, а значит, и доля детей в общей численности населения, чем выше, тем смертность ниже (как в Нидерландах, Испании, СССР); в странах с более низкой рождаемостью и «пожилым» населением смертность обязательно будет несколько выше (как в Англии, Бельгии или Австрии). Однако это не меняет общей картины основной исторической тенденции, которая очень ясна в свете приведенных данных.

Смертность больше всего снизилась среди детей раннего возраста (в возрасте 1 года). До 18 века она составляла не менее 300 на 1000 живорождений.

С тех пор и до конца 19 века она уменьшилась в десять раз и продолжает падать. Это заметное снижение общей смертности было обусловлено различными причинами, которые можно разделить на три группы: 1) прогресс в области гигиены и образования; 2) развитие медицины; 3) индустриализация и общий рост промышленного и сельскохозяйственного производства.

Во-первых, начиная с конца XVII века, происходит постепенное повышение общего уровня гигиены в быту. Увеличение фабричного производства и введение в обиход мыла, нательного и постельного белья, большее внимание к чистоте, несколько более разнообразное питание (колониальные продукты и овощи) — все это стало в XVIII веке долей все более широкой публики.. В то же время современное государство ввело санитарный контроль за торговлей продуктами питания и чистотой воды, учредило первые больницы, приказало устанавливать причины смерти, собирало статистические данные о количестве болезней и обстоятельствах распространения эпидемий. и оказывал медицинскую помощь морякам и солдатам. Видимый результат прогресса в гигиене, который должен был сопровождаться развитием начального образования и повышением общественного сознания,

С семнадцатого века, после столетий догм и суеверий, началось развитие эмпирической медицины и поддерживающих ее естественных наук: биологии и химии. Натуралисты открыли сущность важнейших процессов жизнедеятельности — кровообращения, дыхания и т. д., а врачи распознали и описали опаснейшие болезни, истреблявшие население, — чуму, тиф и холеру — и постепенно научились противодействовать им, изолируя больных.

В 1796 году англичанин Эдвард Дженнер, впоследствии прославленный как «спаситель человечества», совершил величайший прорыв в истории медицины, приготовив первую вакцину против инфекционного заболевания (оспы). С первых лет 19 века была введена широкая вакцинация против оспы в Англии, а после 1820 г. и в других европейских странах, и таким образом это широко распространенное заболевание постепенно устранялось из общественной жизни в течение жизни двух-трех поколений. Однако произошло это не сразу и не без боя. Вакцина против оспы была изобретена до открытия микробов, вызывающих заболевание, исключительно на основании наблюдений (о том, что люди, контактирующие с больными коровами, не заражаются оспой) и многолетних рискованных экспериментов по введению людям препарата, изготовленного из масла больных коров. коровы.

В первой половине 19 века венгерский врач Игнаций Земмельвейс начал известную кампанию за чистоту в больницах и медицинские процедуры. Не зная еще ни бактерий, ни дезинфицирующих средств, они руководствовались только собственными наблюдениями и опытом врача, пропагандируя лозунг «мыть руки» как основное средство профилактики инфекций. Таким образом, он добился впечатляющих результатов, т.е. в борьбе с так называемым послеродовая горячка и смертность при родах.

Только в 1860-х годах Луи Пастер открыл и изучил первую группу бактерий (стафилококки), а затем и другие виды. Результаты его исследований сразу же были применены на практике для борьбы с чумой тутового шелкопряда, овец и крупного рогатого скота, для ферментации вин и стерилизации молока, а затем и для лечения людей (прививка от бешенства). Пастер создал научную основу для использования вакцин и производства гермицидов. Вскоре после этого Роберт Кох утверждал, что каждое заболевание вызывается определенными бактериями или вирусами, и сам открыл холеру и туберкулез. Другие «охотники за микробами» выявили микробы чумы, тифа, дифтерии, проказы, сифилиса и сонной болезни с помощью промышленных красителей. В результате этих исследований на рубеже XIX и XX веков были разработаны эффективные вакцины.

против дифтерии и брюшного тифа, а также первые бактерициды. В межвоенный период были обнаружены возбудители почти всех других инфекционных болезней и новые средства борьбы с бактериями — сульфамиды. Во время Великой Отечественной войны было применено новое, наиболее эффективное бактерицидное оружие — пенициллин, а затем и другие антибиотики, сводившие к минимуму смертельную опасность инфекций, воспалений и большинства инфекционных заболеваний.

Развитие медицины шло по многим другим направлениям. В начале XIX века появились первые анестетики: веселящий газ, эфир, хлороформ и прежде всего морфин, впервые выделенный из опиума в 1817 году, и кокаин, полученный через несколько лет из листьев коки. Это позволяло выполнять все более сложные хирургические операции. Аналогичным образом из коры хинного дерева был выделен чистый хинин, а из других растений — кодеин, стрихнин и атропин. С тех пор фитотерапия вышла на научные рельсы. Благодаря знанию химического состава и целебного действия растений нужные ингредиенты были выделены в виде пилюль. Это гарантирует постоянное содержание терапевтически активного химического соединения, простоту использования по сравнению со старыми отварами и возможность серийного заводского производства.

Сочетание медицины и химии породило в середине девятнадцатого века фармацевтическую промышленность, которая начала производить лекарственные вещества искусственным путем. Уже в 1828 году немец Фридрих Велер получил первое синтетическое органическое соединение, вырабатываемое ранее только живыми существами, — мочевину. Это в конечном итоге похоронило теорию сверхъестественного vis Vitalis (жизненной силы) и разрушило барьер между мертвой и живой природой. В 1860 году Герман Кольбе изготовил первое синтетическое лекарство (салициловую кислоту) из натрия и углерода вместо листьев ивы, отвары которых долгое время применялись в медицине. Вскоре Станяй применил его почти 100 раз, и он стал основой многих лекарств, в том числе аспирина. В 1874 году в Германии был основан первый химический завод по производству салициловой кислоты, а вскоре после этого – первый завод по производству аспирина. Химия также внесла свой вклад в познание пищевых ингредиентов, физиологии пищеварения и обмена веществ в живом организме. Некоторые менее доступные питательные вещества, такие как глюкоза, были получены искусственно. В 1910 году был открыт первый витамин (В), а в межвоенный период еще несколько.

Конечно, огромный прогресс в борьбе со смертностью связан не только с медициной и естественными науками, но и с распространением образования и промышленности. Достижения науки были бы бесполезны, если бы общество не было достаточно образованным, чтобы принять их. Самый лучший врач не может помочь в невежестве пациента, который не доверяет ему или не может правильно следовать его указаниям. Современная медицина не дала бы таких плодов без разветвленной сети социальных учреждений, при общем образовании во главе, без развития литературы, пропаганды здорового образа жизни, а при необходимости и административно-санитарного принуждения, без повсеместно применяемой профилактики, рационального питания. и гигиена повседневной жизни. Неграмотный человек может иметь хорошее здоровье, но неграмотное общество не застраховано от эпидемии.

Развитие промышленности и урбанизация способствовали распространению достижений медицины. Возникновение крупной промышленности и фабричного пролетариата с необычайной остротой поставило на повестку дня вопрос о коллективной ответственности за здоровье населения. Концентрация больших масс людей в городах и рабочих на фабриках еще больше, чем прежде, подвергала людей инфекционным заболеваниям; появление крупных предприятий и массового производства подвергло экономику большим потрясениям и потерям от эпидемий, чем раньше; машинные технологии сделали рабочих более уязвимыми для несчастных случаев на производстве. Прискорбные условия жизни рабочих во время промышленной революции будоражили совесть просвещенных и наполняли страхом одержимые классы. Поэтому общественный интерес требовал организованной санитарной заботы о здоровье населения.

Учреждения социального страхования сыграли огромную роль в распространении медицины и гигиены. Они реализуют принцип социальной ответственности за здоровье личности, перекладывая расходы на лечение больных на плечи здоровых. Сумма взносов используется для создания фонда бесплатного лечения, пособий по болезни, пенсий вдовам и сиротам, пенсий по старости. Учреждения такого рода стали создаваться в середине XIX века, самое раннее в крупных промышленных центрах. Первые страховые союзы (братские кассы, больничные кассы) были добровольными и местными. В них группировались работники одного предприятия, а со временем и одного района или отрасли. В 20 веке они уже получили широкое распространение в индустриальных странах;

Существует также косвенная экономическая связь между индустриализацией и снижением смертности. Всеобщее здравоохранение требует технических и финансовых ресурсов, которые могут себе позволить только страны с определенным уровнем благосостояния. Количество и оснащение больниц или клиник, количество врачей и школ, наконец, условия жизни населения зависят от величины национального дохода. Общая производительность труда должна существенно возрасти, чтобы общество в целом могло позволить себе откладывать большую долю национального дохода на все эти расходы, а экономика в целом могла позволить себе содержать растущее население, особенно растущее число молодежи., дети и пенсионеры. Если бы не механизация и повышение производительности труда, невозможно было бы содержать большой аппарат санитарной службы,

Промышленность также принесла вполне ощутимую помощь здоровью и жизни человека. Техническая революция в металлургии позволила наладить массовое производство железных труб и ввести в городах канализационные системы, снабжающие здоровой водой и отводящие отходы. Уже одно это значило для общественной гигиены больше, чем десятки более поздних технических усовершенствований, которые значительно облегчили повседневную жизнь. Промышленность массово выпускает сложные медицинские приборы и аппараты и дешевые лекарства. Технический прогресс и рост производительности труда позволяют быстро увеличивать промышленное и сельскохозяйственное производство и, таким образом, поддерживать жизнь растущего числа людей. Без увеличения производства основных средств существования было бы невозможно, как это видел Мальтус, прокормить и одеть быстро растущее население. Между тем в индустриальных странах в 19 в.

Красноречивым доказательством общего прогресса в области улучшения условий жизни может служить тот факт, что уже в XIX веке в индустриальных странах исчезли массовые голод и эпидемии, главный источник страха и неуверенности в старых обществах. И хотя индустриализация породила многие вредные для здоровья и жизни явления (загрязнение воздуха, нервное напряжение, несчастные случаи и профессиональные заболевания), вытекающие из нее выгоды намного перевешивают эти убытки.

Наилучшей, несколько синтетической мерой совместного прогресса науки, образования, медицины и промышленности может быть средняя продолжительность жизни человека (так называемая вероятность жизни новорожденного). За последние два века она расширилась в индустриальных странах более чем в два раза, а только за XIX век — более чем на 10 лет.

‘                                                            Таблица 14

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД 1750-1960 гг.

(в годах жизни)

Странаоколо года
175018001850 г.1900 г.1960 г.
Великобритания3234404669
Швеция3235405371
Нидерланды 32385171
Франция2728414867
Германия  364467
Италия  344266

Следует, однако, помнить, что такие усреднения по стране в целом затушевывают тот факт, что продолжительность человеческой жизни была неравномерной в разных социальных слоях. Именно в начальный период индустриализации социальное неравенство перед лицом смерти проявилось ярче, чем когда-либо прежде. Ужасные условия труда на фабриках, особенно детский и юношеский труд, нищета рабочих, ужасные условия жизни людей, приезжавших в города, способствовали общему неблагополучию рабочего класса и означали, что достигнутые в этой области успехи были первоначально не их.

Фрагментарные исследования, проведенные в этой области, показывают, что в Англии середины XIX века средняя продолжительность жизни в группе, определяемой как «имущие классы», составляла 50—52 года, а среди рабочих — 15—19 лет. Выявлены также различия в продолжительности жизни сельского населения и жителей крупных промышленных городов Манчестера и Ливерпуля. Такая картина действительности скрыта за средним для всей Англии в то время, которому было 40 лет. Тяжелый труд с раннего детства и теснота в городах, где промышленность и население росли быстрее, чем жилье и санитария, удерживали высокую смертность среди фабричного пролетариата. Даже те рабочие, которым не нравились эти условия за преждевременную смерть в молодости они заболевали хроническими заболеваниями (такими, как рахит, туберкулез, пневмокониозы, различные виды отравлений, слепота), вызывающими задержку физического развития и укорачивающие их дальнейшую жизнь и трудоспособность.

Таблица 15

примеры неравенстваВ ЛИЦО СМЕРТИ:

а) СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В АНГЛИИ ПРИМЕРНО 1840 ГОДА (в годах жизни)

социальные группыСельские районыПромышленные города
РутландУилтширЛидс’МанчестерЛиверпуль
Состоятельные слои5250453836
Фермеры4248   
Рабочие3833191715

б) УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ПАРИЖЕ ПО ДЕЛАМ В 1891 И 1936 ГГ.

РайоныСмертность в °/ж
1891 г.1936 г.
Богатый (6, 7, 8, 9, 16)1710
Умеренно богатый (1, 2, 3, 4, 5, 10, 14, 15, 17, 18)2313
Бедный (11, 12, 13, 19, 20)2414

Верхний возрастной предел трудоспособности для большинства фабричных рабочих в то время составлял около 40 лет. Лишь немногие могли продолжать физическую работу после этого возраста. Тем не менее мы говорим, что общее улучшение здоровья было тесно связано с индустриализацией. Резкие различия между низшими и богатыми социальными слоями, наблюдавшиеся в начальный период промышленного развития, во второй половине XIX века стали постепенно стираться: фабричное законодательство сокращало рабочий день, ограничивало труд детей и женщин, устранены самые нечеловеческие условия труда. общественная гигиена, медицинское обслуживание, прививки и различные формы страхования охватили все новые и новые слои населения. Особенно улучшилась санитарная обстановка в городах, изменился сам характер городского строительства. В ХХ веке средние данные о смертности и продолжительности жизни еще скрывают некоторые различия между отдельными социальными слоями и профессиональными группами, но эти различия не столь велики.

Поделиться этим