Роль нефтегазового сектора в социально-экономическом развитии России — страница 33-34

yurii Сен 19, 2016

Глава 1               Проблемы воздействия нефтегазового сектора на социально-экономическое развитие России

1.1        Отрицательное влияние зависимости экономики России от нефтегазового сектора

Влияние высоких цен на нефть по меньшей степени неоднозначно. Негативное влияние роста нефтяных цен на экономику РФ способствует возникновению голландской болезни. Голландская болезнь (эффект Гронингена) — экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением промышленного производства.

В экономике «Голландская болезнь» (эффект Гронингена) означает то опасное явление, когда чрезмерно быстрое развитие одной отрасли экономики вредит всем другим отраслям, и в конечном итоге вредит всей стране. Так, в конце 1950-х — начале 1960-х годов XX века были найдены месторождения природного газа в принадлежащей Нидерландам части Северного моря. Поток финансовых средств в Нидерланды искусственно повысил курс национальной валюты, сделал другие отросли национальной экономики неконкурентоспособными. То же самое происходит и в России.

Проблема, связанная с природным богатством, состоит в том, что рентные доходы ресурсного сектора осложняют развитие иных секторов экономики, стимулируют рост заработной платы и издержек в прочих отраслях национальной экономики. Продукция становятся неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке, вынуждены сокращать производство. Отсюда риски формирования экономики, которая все в большей степени зависит от колебаний цен на сырье.

Анализ внешнеэкономических связей России с зарубежными странами показывает, что сырьевая экспортно-ориентированная специализация страны привела к эффекту «сырьевой ловушки», т.е. к чрезмерной импортной зависимости потребления домашних хозяйств и производств, нуждающихся в обновлении основного капитала и технологий. По данным Минэкономразвития России, в 2000−2007 гг. импорт товаров увеличился на 25% в среднем за год (экспорт – на 20%). Опережающими темпами в 2000−2007 гг. ввозились машины, оборудование и транспортные средства (рост на 29,6% в среднем за год), металлы и изделия из них (20,7%), продукция химической промышленности (20%). Эти тенденции продолжалась  до середины  2008 года.

Одновременно сырьевая экономика столкнулась со своими пределами, связанными с быстрым истощением старых высокодебитовых месторождений. В то же время обеспечение не приходится ожидать высоких темпов экономического роста при практическом отсутствии современной энергосберегающей технологии производства.

Р. Аренд не считает экономическое отставание стран с высоким уровнем развития добывающего сектора неизбежным. По мере перехода к эксплуатации более сложных по своим условиям месторождений добывающие производства все в большей мере опираются на использование специфических высоких технологий. Итоговый вывод автора — плохое функционирование экономики вызывается не изобилием природных ресурсов, а неэффективными структурами собственности и контроля. В частности, во многих странах повысилась роль государственных или контролируемых государством предприятий в добывающих отраслях, что в целом ведет ко снижению эффективности данного сектора и утрате конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей[1]. Иначе говоря, к фактору технологического свойства (открытию полезных ископаемых), нашедшему в России непосредственно экономическую форму, добавляется институциональный.

Для России влияние технологического фактора, на взгляд многих исследователей, не столь однозначно, поскольку страна весьма разнородна в плане экономического, социального, институционального развития и тем более — в обеспеченности различных регионов ресурсами.

[1] Аренд Р. Как поддерживать экономический рост в ресурснозависимой экономике / Р. Аренд // Вопросы экономики. 2006. N 7.с. 25 — 26, 29.

Поделиться этим