Школа — это не место, где родители могут оставить своих детей, когда они идут на работу. Школа существует не для того, чтобы передавать знания из учебников. Это не реализация основной учебной программы (что может удивить многих). Не ставить оценки и проверять навыки. Даже не для того, чтобы у детей был контакт со сверстниками — хотя это важный элемент развития. Миссия школы гораздо шире и фундаментальнее.
Образование должно подготовить молодых людей к жизни в обществе, в мире – как оно есть и каким оно будет в ближайшие десятилетия, когда сегодняшние школьники достигнут совершеннолетия. Поэтому то, чему и как мы учим детей в школе, должно соответствовать тому, что им нужно, чтобы найти себя в таком мире, реализовать себя, найти свое место в обществе. Поэтому образование должно меняться адекватно изменениям, происходящим в этом мире и обществе. Если школа не поспевает за этими изменениями, значит, она готовит детей к жизни в реальности, которой уже нет и никогда не будет, как это было сто лет назад. Школа, цепляющаяся за методы столетней давности, не только не выполняет свою роль по отношению к детям и обществу, но и работает им во вред.
Чтобы знать, каким должно быть образование, нужно знать, ЧЕМ учить детей и КАК их учить. Ответим на первый вопрос, взглянув на то, каким сегодня является общество, какие люди ему нужны, какие компетенции нужны сегодня миру и его гражданам. На второй вопрос мы получим ответ, если внимательно посмотрим на потребности детей — что им нужно для роста и обучения.
КАК учить, или школа по отношению к детям
Основной вопрос, который мы должны задать себе, если хотим создать эффективное и хорошее образование: что нужно детям в школе? Вопрос не в том, чего хотят дети. Возможно, они хотят поиграть в футбол или на компьютере. Наша задача – увидеть, что им нужно от школы для эффективного обучения, что им нужно для получения знаний и компетенций, важных во взрослой жизни. Что благоприятствует им в процессе разработки.
Мы уже многое знаем об этом.
Детям нужен большой опыт для развития, пространство для генерации и реализации идей, чувство безопасности, чтобы они могли проверять свои идеи, без страха делать ошибки и делать из них выводы.
Им нужны условия для развития, учитывающие особенности работы мозга и индивидуальные различия. Ссылаясь на исследования, выводы и постулаты нейробиологии ученые определили потребности детей в школе следующим образом:
Детям нужны задачи, которые позволяют им развиваться. Задания адаптированы к индивидуальному уровню развития, возможностям и содержанию, которые знает ребенок. Уровень развития детей разный — он зависит от момента развития в биологическом и эмоциональном плане, а также от среды, в которой растет ребенок. Индивидуальные различия в развитии касаются роста, скорости взросления, а также двигательных навыков, физиологии, телосложения, эмоциональной зрелости, когнитивных способностей, концентрации внимания, социальных навыков и многих других аспектов.
Семилетние школьники отличаются друг от друга по уровню развития до 4 лет. Таким образом, один семилетний ребенок может находиться на стадии, типичной для 9-летнего в некоторых отношениях, а его друг достиг только стадии 5-летнего ребенка. У 15-летних разница в развитии может достигать до 6 лет!
Существуют также различия в развитии, обусловленные полом: 15-летние девочки обычно «зрелее» своих сверстников-мужчин примерно на 2 года. Различия также можно увидеть «внутри одного ребенка» — разные сферы развиваются с разной скоростью — развитие социальных навыков у данного ребенка не обязательно должно быть таким же быстрым, как развитие математических навыков или мелкой моторики.
В школе мы группируем детей, столь непохожих друг на друга, по наименее надежному критерию образования: возрасту. Задача учителя в классе однородного, но разнородного по развитию класса состоит в том, чтобы реализовать одну основную учебную программу. Однако устранить эти различия путем «приравнивания к среднему» невозможно. Игнорировать их — все равно, что идти против ветра. Единственным эффективным способом поддержки развития учащихся является учет различий между ними в способах и содержании обучения.
Детям, изучающим новые вещи, нужно безопасное пространство , чтобы практиковаться, пробовать и приручать их. Им нужно чувство безопасности, когда они экспериментируют, пробуют, практикуются и совершают ошибки. Если нет безопасной зоны, если каждое их действие оценивается, а ошибки клеймятся, появляется тревога и стресс. Естественная, инстинктивная реакция на страх и стресс – это агрессия, бегство, или «замирание», т.е. отупение, отсутствие реакции, затаивание в себе. Если мы хотим, чтобы обучение было эффективным, мы должны исключить из школы страх, стресс и давление, потому что они сильно ограничивают развитие детей.
Детям нужны образцы для подражания. Этими моделями являемся мы: взрослые, учителя, родители. И от нас зависит, какие мы образцы для подражания. Мы заражаем детей тем, что нравится нам самим. Мы отговариваем детей от того, что нам самим неинтересно, почему мы неохотно. Смена учителя в классе часто приводит к изменению отношения и успеваемости учащихся. Смена учителя означает смену человека, модели, а также смену методов обучения и эмоционального отношения к содержанию и ученикам.
Оценка ученика зависит от учителя не только потому, что он ее ставит, но и потому, что именно учитель может создать или погасить интерес к учебе.
Детям нужны сообщества, в которых они чувствуют себя в безопасности. В школе мы относимся ко всем одинаково — одни требования, одна система оценок. Между тем, потребности и способности детей разные. Очень важно сохранять индивидуальность, работая вдвоем и вместе. Подход «все должны делать одно и то же» неэффективен. Чтобы добиться хороших результатов, поддержать, а не блокировать развитие детей, мы должны адаптировать задания и знания к индивидуальному уровню способностей и развития каждого из них. В то же время мы должны поддерживать создание сообщества и укреплять чувство принадлежности. Это только кажущееся противоречие. Примером деятельности, где индивидуальный подход сочетается с созданием сообщества, являются проекты, в которых каждый вносит свой вклад и каждый может чувствовать себя ценным.
Исключенный ребенок чувствует себя отчужденным, в его мозгу активизируются те же структуры, которые активны в случае сильной боли. Исключенный ребенок страдает. Что такое исключение? Например, это может быть потому, что ребенок не успевает за программой. Или что у него есть способности в областях, которые недооцениваются в школе. Школьное сообщество должно давать ребенку чувство принадлежности и безопасности. каждый ребенок.
Лучшей отправной точкой для обучения является убежденность в том, что я способен противостоять вызовам, я хороший и нужный.
ЧТО учить, или школа по отношению к обществу
Основным вопросом воспитания является вопрос о его смысле, цели и задачах не только по отношению к личности — каждому ребенку в отдельности, но и по отношению к обществу и миру в целом.
Общество меняется, и образование должно следовать и идти в ногу с этими изменениями. Например, меняется структура занятости — создаются новые профессии, исчезают другие, в некоторых случаях машины заменяют людей, появляются новые потребности и на них откликаются новые профессии. Структура занятости также отражает потребности общества. И они со временем меняются – сегодня значительно возрастают потребности, связанные со сферой услуг, тогда как сто лет назад большинство людей было занято в промышленности. Сегодня промышленность «обслуживают» машины, а люди заняты в сфере услуг и в отраслях, требующих инноваций и творчества. Поэтому им нужны иные компетенции, чем в поколении наших бабушек и дедушек.
Общество изменилось и ментально. В прошлом ценностью, организующей жизнь большинства общества, было послушание — землеустроительному, работодателю, послушание в армии, послушание церкви. Эти же ценности олицетворяла школа, воспитывая следующие поколения жить в послушании. Сегодня мы другие. Мало того — мы уже знаем, что послушание как основа функционирования общества приводит к катастрофам. Мы живем в мире, где мы должны думать сами, мы должны уметь принимать ответственные решения, быть самоорганизованными и критически настроенными.
Роль школы сегодня не в том, чтобы производить сменяющие друг друга поколения бездумных исполнителей приказов. Сегодня роль школы заключается в таком образовании, которое развивает самостоятельное мышление, критическое мышление и творческое действие.
Сегодняшний мир, находящийся в климатическом, экологическом, социальном и экономическом кризисе, нуждается в людях, которые будут предлагать новые решения, а не следовать старым порядкам. Ему нужны творцы, люди, мыслящие нестандартно, способные генерировать новые решения старых и новых проблем. Поэтому необходимо образование, которое будет способствовать развитию таких людей.