Совершенно нормально, когда подростки выходят из-под контроля своих родителей и опекунов. Это доказывает, что развитие ребенка идет правильно, но не свидетельствует о его зрелости.
Подчеркивание своего существования через бунт, разрушение существующего порядка, противопоставление взрослых и представляемых ими систем ценностей, выражение своих взглядов и установок, противоречащих общепринятым социальным нормам, — это лишь некоторые из симптомов вхождения в т. н. период бунта.
Молодые люди чувствуют свою силу, подчеркивают свою индивидуальность, ищут себе место в обществе, хотят создать что-то свое. Стоит отметить, что эти модели поведения охватывают большую социальную группу — молодые люди в возрасте 15-29 лет составляют 21,1% всего населения, что существенно влияет на изменения и форму действительности. Именно молодежь способствует повышению уровня толерантности общества, вносит новаторские веяния в общественную жизнь, сотворяет гражданское и демократическое общество, привносит новые элементы в культуру.
Возникновение молодежных субкультур во многом зависит от шансов и возможностей удовлетворения потребностей молодежи, а значит, и от стабильного политического и экономического положения страны. Таким образом, эта ситуация «вынуждает» чувствительную и более интеллигентную молодежь бороться за политические и экономические права, за право на достойную жизнь людей, выражает стихийный бунт против опустошения природной среды и против бездумного и зачастую жестокого ее использования. животных человеком, «покоряющим землю». Очень часто это противопоставление принимает форму ухода от общества, своего рода бегства в закрытые субкультурные среды, гарантирующие принятие за несоблюдение социальных норм.
Молодежные группы, созданные молодыми людьми, дают себе поддержку, они представляют определенную ценность. Не следует забывать, что одной из основных потребностей в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Молодые люди начинают искать подтверждение определенных ценностей вне семейного очага. Они ищут привлекательную и захватывающую альтернативную среду. Это явление особенно усиливается у молодых людей из неблагополучных семей. Представляется, однако, что в настоящее время, в период системных изменений, почти каждая семья функционирует специфическим образом. Семьям угрожает, с одной стороны, отсутствие финансовых средств, достаточных для достойной жизни, и это касается все большей группы, а с другой стороны, погоня за деньгами, и обе ситуации связаны с отсутствие родителей дома, психическое напряжение, усталость, стресс и разочарование, присутствующие в этих семьях. Так правильно ли популярное в обществе утверждение, что субкультура – это сообщество наркоманов, алкоголиков и бездельников!?
В нашей стране существуют различные субкультуры, которые принимают разные формы. Однако все чаще можно заметить феномен заимствования лишь некоторых элементов западных субкультур. Это совершенно правильное явление, потому что эти субкультуры вырастают совсем на другой основе и борются с другой социальной ситуацией. Бывает, что элементы перемешаны и тогда сложно определить их принадлежность. Кроме того, товары, предназначенные для определенных групп, обычно доступны на базарах и в магазинах. Поэтому внешний вид не обязательно указывает на принадлежность.
Самыми популярными субкультурными группами сегодня являются:
— анархисты, выступающие против всякого насилия над людьми и животными. Они видят насилие во всех формах власти и институтов, защищающих общественный порядок,
— панк, пропагандирующий культ молодости, музыки, ценности повседневной жизни, выражающий оппозицию убийству, обществу потребления, его ценностям и этике, —
растафарианцы — движение, очень похожее на анархистов; на первый план они ставят пацифизм, ценят жизнь без агрессии, насилия и любых конфликтов. Их характерная черта — зелено-желто-красная одежда (национальные цвета Эфиопии) и иногда дреды,
— скинхеды — группа, пропагандирующая национальный национализм, борьбу за сохранение белой расы и тотальную преданность родине,
— сатанисты — поклонники сатаны, тьмы и всякого зла (на Западе имеет черты секты, культурного движения; — черты субкультуры), — Шарфы — фанатичные любители спорта, демонстрирующие свои клубные симпатии совместным
пением, скандируя и жестикулируя на матчах.
В 1995/96 учебном году в нескольких общеобразовательных и технических средних школах было проведено исследование, в котором приняли участие 678 учащихся. Целью исследования было выяснить мнение молодежи о субкультурах. Так вот, практически все считают, что причин для вступления в субкультурную группу одинаково: ее идеология и музыка, необходимость вырваться из сложившейся среды, желание изменить образ жизни, противостояние взрослому миру, понты и т.д. В результате исследования также можно констатировать, что:
— 30 % учащихся заявляют о своей активной принадлежности к молодежным субкультурам,
— 45,75 % опрошенных молодежи знают цели, задачи и правила хотя бы одной из групп,
— 48,3 % респондентов утверждают, что знают школьных друзей (классов), которые активны в субкультурах,
— об этом знают и проявляют толерантную (38,4%) или индифферентную (37%) позицию по этому вопросу большинство, а именно 61,25%, родителей учащихся, принадлежащих к субкультурам. Второй
из опрошенных студентов подумывал о принадлежности к какой-то субкультурной группе.
Результаты исследования должны дать пищу для размышлений и еще яснее показать, что речь идет не о маргинальном явлении. Все больше молодых людей замечают и ощущают исчезновение социальных и нравственных ценностей, отсутствие любви и понимания в семье, утрату идеалов, стрессы повседневности и, прежде всего, отсутствие перспектив на лучшее завтра.
Вспоминая другие исследования, проведенные среди 14 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет в одной из деревень под Краковом, можно увидеть еще одну причину участия в молодежных субкультурах. Ну а мальчиков обследовали в плане определения степени их принадлежности к шарфовой субкультуре. На вопрос о месте представления себя шарфисткой 11 человек ответили, что в школе. 4 человека утверждают, что в т.н. не принимал участия в беспорядках, другие участвовали в них, некоторые неоднократно. Вывод исследования, с одной стороны, шокирует, а с другой — вполне очевиден. Ну а мальчики не раз подчеркивали, что у них много энергии, которую они не умеют использовать. Они хотели бы заниматься карате, боксом или дзюдо, но у них нет на это денег и, главное, в селе нет спортзала.
Здесь же следует отметить, что принадлежность к молодежным субкультурам большинства общества связана лишь с действиями во вред другим и большим количеством агрессии, которую молодые люди вымещают на случайных жертвах. Нельзя отрицать, что это случается очень часто. Однако это не правило. Например, субкультура хип-хопа довольно миролюбива по отношению к другим. Это не значит, однако, что они не дерутся и не участвуют в драках, потому что они этого не делают. Однако они их не вызывают, а только защищаются, когда на них нападают. Основной целью жизни людей, собравшихся вокруг этой субкультуры, является создание специфических протестных песен, выражающих экспрессию «блокаторов» из запущенных, тенистых районов, в которые боится заглянуть даже полиция, т.е. создание рэпа. Тексты песен, которые они исполняют, сочетают в себе их личные переживания с желанием изменить свою жизнь. Эта субкультура схожа с точки зрения фактора, связывающего молодежь с первыми молодежными субкультурами начала 1960-х годов, которые также были связаны через музыку и ее послание.
Также очень интересна, на мой взгляд, клубная субкультура, явление которой относительно молодо. Он связывает людей, которые не хотят иметь большого отношения к политике: они рассчитывают только на свои силы. Они отвергают любую «идеологию», которую связывают с манипуляцией. «Быть» в данном случае часто означает «иметь», но не обязательно «афера». Члены клуба занятые люди (трудоголики). Они считают, что тотальное подчинение компании можно «вылечить» в субботу-воскресенье на выходных.
В профессиональной литературе я нашел конкретный рецепт болезни под названием субкультура. А именно: «в превентивном аспекте этой цели могло бы служить широко понимаемое медиаобразование, показывающее, как побудить молодых людей к действиям, направленным на устранение скуки, страха неудачи или склонности к замкнутости». Эти действия не будут эффективны до тех пор, пока мы не вылечим нашу политику, вернее политиков, которые подают прекрасный пример того, как можно совершать различные общественно нежелательные действия, не страдая при этом от последствий. Кроме того, участие в субкультурах — отличный способ не заскучать.