Понятия брака и семьи начинают охватывать все более широкий спектр форм человеческого сосуществования. Достаточно указать несколько терминов, сопровождающих эти понятия и обозначения этих понятий. Таким образом, брак с детьми определяется как полноценная семья. Неполная семья – это мать с ребенком или отец с ребенком, как правило, после развода, но не только. Неполная семья также является браком до появления в ней детей. Во многих браках дети вообще не появляются. Социологов все больше интересуют семьи, известные как семьи с двойной карьерой или DINKS (двойной доход, отсутствие детей) — это отношения, в которых партнеры поддерживают друг друга в карьерном росте и не хотят иметь детей. Есть и реконструированные семьи — люди после развода (с детьми), вступающие в повторный брак. Два человека, живущие вместе, могут состоять в совместном проживании, совместном проживании или в неофициальном браке. Если в таких отношениях (ее, его, общих) есть дети, это уже семья, определяемая как социальная или фактическая. Законные браки являются формальными, даже если супруги фактически не живут вместе. Все чаще социальные исследователи сталкиваются с необходимостью принятия произвольных решений при определении семьи респондента – считать ли мужем/женой того, с кем респондент состоит в браке, или того, с кем он или она на самом деле живет и бегает. домашнее хозяйство. Весь спектр межличностных отношений, который теория не всегда способна проследить, находит свое отражение в гомосексуальных отношениях, уже узаконенных во многих странах Европы. Однополые браки возможны в пяти европейских странах:
Дания была первой страной в мире, принявшей «Закон об общем домашнем хозяйстве» в 1986 году и «Закон о зарегистрированном партнерстве» в 1989 году. В 1999 году партнер, живущий в зарегистрированном партнерстве, мог усыновить ребенка другого партнера, если только ребенок не из другой страны.
Усыновление детей однополыми парами разрешено в Бельгии, Исландии, Нидерландах, Швеции, Испании, Великобритании, Норвегии. В Дании, Финляндии и Германии разрешено усыновление ребенка гражданского партнера.
В Польше у нас нет закона о гражданском партнерстве или разрешении однополых браков. Подсчитано, что более 50 000 однополые пары воспитывают детей. В исследовании, проведенном в 2006 г. среди би- и гомосексуалистов, 5,4% респондентов имели или воспитывали детей, причем половина из них состояла в гомосексуальных отношениях.
Рост индивидуалистической ментальности и индивидуалистических ценностей приводит к тому, что нормы обычая ослабевают, меняется восприятие межличностных отношений и брака как «образа жизни». Все чаще в литературе говорится не о браке или семье, а о различных формах «быть вместе». Брак по-прежнему остается самой популярной формой «вместе» для людей, но все большую популярность приобретают узаконенные партнерские отношения (гомо- и гетеросексуальные), LAT отношения, в которых партнеры вместе, но не живут вместе. популярность. Существуют также различные формы сожительства группы людей, например, группа одиночек — явление, широко известное по американскому сериалу «Друзья», или форма «друг с бонусом» — с одним таким другом индивидуум заключает срочный договор об исключительных сексуальных отношениях.
МНЕНИЯ:
- Поляки привязаны к традиционному образу семьи, которая состоит из брака между мужчиной и женщиной и детей. Относительно чаще всего готовы считать матерью-одиночкой (отцом) семью — 89%. По их мнению, неоформленные отношения (конкубинат) реже являются семьей, даже если оставшиеся в ней лица совместно воспитывают детей (71%), и супружеская пара без детей (67%). Наименьшее количество поляков определило бы семью как сожительствующие лица без детей (26%) и однополые отношения, независимо от того, воспитывают ли они ребенка вместе (9*%)) или нет (6%).
- Среди поляков 34% не приемлют тот факт, что молодые люди по разным причинам откладывают решение о браке или вообще не решаются на брак.
- В 1989 г. 37%, а в 2008 г. — 33% респондентов заявляли, что если люди любят и доверяют друг другу, то не имеет значения, живут они вместе в браке или нет. 16% и 19% соответственно заявили, что неженатым людям обязательно следует жениться.
- 16% поляков считают, что жизнь людей, решивших жить в одиночестве, интереснее, чем у тех, кто живет в стабильных отношениях.
Первая ассоциация, вызываемая словом «семья», — это образ матери, отца и двух их маленьких детей — желательно сына и дочери. Рядом — стоящий в саду дом с дымящей трубой, а перед ним женщина, прощающаяся с уходящим на работу мужем и детьми, идущими в школу. Прочное укоренение такого идеализированного, статичного и традиционного образа семьи в нашем обществе подтверждается результатами исследования. Представление о семье – это некое нормативное представление о том, какой она должна быть. Однако если мы отбросим предположение о том, какой должна быть семья, и рассмотрим, что она собой представляет, перед нами откроется множество форм семейной жизни и более сложная социальная реальность.
Описание трансформаций современной семьи, даже нашего культурного круга, сопряжено со многими трудностями. Семью можно рассматривать во многих аспектах. Можно говорить об идее семьи, скрытой в юридических записях, церковных учениях, социокультурных моделях и шаблонах, часто путаемой с самой реальностью. Семья также является экономической единицей — домохозяйством. Мы можем посмотреть на семью и ее изменения с точки зрения ее структуры, функций и отношений между членами. Мы можем говорить об изменении отношений заботы, власти и разделения труда. В таком коротком тексте было невозможно систематически обсудить все аспекты трансформации семьи.
Представленные выше теории трансформации семьи весьма разнообразны. Некоторые из них более, некоторые менее общие. Среди них есть те, что относятся к очень далеким временам, и те, что говорят о семейных изменениях в перспективе нескольких последних десятилетий. Некоторые из теорий носят более описательный характер, в то время как другие делают акцент на объяснении наблюдаемых изменений в семье. Ключевыми факторами трансформации семьи являются: изменение экономических систем, условий жизни населения, социально-политические изменения и, наконец, культурные и ментальные изменения. Все эти условия следует иметь в виду, говоря о семейных трансформациях, различных формах семьи и различных других формах совместного бытия как альтернативных семье. Стоит отметить, что
Представляя различные аспекты трансформации современной семьи, я привел данные о польских семьях. На этом этапе позвольте мне сделать краткий комментарий. Примечательно, что многие процессы трансформации польской семьи усилились в период политических перемен и большей открытости Польши для западных стран, например, снижение коэффициента рождаемости и вхождение в область постоянного суженного воспроизводства, все более поздние браки, и прежде всего быстрый рост внебрачной рождаемости (низкий и стабильный на протяжении всего послевоенного периода), что свидетельствует о значительной роли в преобразовании семьи как условий жизни (переход к капиталистическому хозяйству), так и диффузии культурных образцов. Изменения происходят и в ментальной сфере поляков. Они более заметны, когда речь идет о восприятии места женщины, ее профессиональной деятельности и роли матери, чем представления об обязанностях жены и мужа в семье или модели брака относительно планов продолжения рода. В целом, по сравнению с Европой, у поляков все еще очень традиционные взгляды на семью, и польская семья остается традиционной по своей форме.
Я закончу свои размышления о семье и ее трансформациях предостерегающим примечанием: «По мнению исторических демографов, трудно найти в социальных науках область, настолько изобилующую необоснованными (или даже ложными) утверждениями и настолько идеологизированную, как семейные «теории».. Особенно неверным является образ семьи прошлого, которая является своего рода нормативной моделью и объектом стремления», — пишет Гиза-Полещук, ссылаясь на Ласлетта. Работы историков и исторических демографов (некоторые из них включены в рекомендуемую литературу) показывают, как разные семьи находились в разных социальных группах и в разные периоды времени. Они подрывают устоявшиеся представления о мужчине как единственном кормильце, об отсутствии зарабатывающей активности жен, о материнских отношениях. К ним стоит тянуться — чтобы не спутать представление о семье с семейной реальностью,