В социологии принято считать, что сексуальность не является интересной темой исследования, поскольку она воспринимается как данность, естественная, связанная с функционированием тела и, следовательно, существующая вне истории и культуры. Источники этого убеждения аналогичны тем, что представлены в главе «Социология тела». Между тем сексуальность, как тело и пол, подвержена условиям и изменяется в зависимости от социальных и культурных факторов.
Сексуальность появилась в сфере научных интересов в начале девятнадцатого века. Одной из важнейших целей «сексуализма» как объекта исследования было выявление и определение сексуальных отклонений, анализируемых в оппозиции к норме, которая, однако, явно не определялась и не изучалась. Анализы того времени определили половое влечение, которое должно было быть автономным элементом функционирования человеческого организма, и биологический инстинкт, который мог быть источником патологического поведения. Путем изучения разнообразия сексуального поведения была сделана тщательная запись всех возможных отклонений и соответствующих методов коррекции.
С середины девятнадцатого века к сексуальности стали относиться как к отдельной области психосоциальной жизни человека, существенно обособленной от других ее сторон. Работа Генриха Каана Psy-
половая хопатияопубликовано в 1846 году. С тех пор, по мнению Майкла Фуко, сексуальность стала автономной по отношению к телу. В этот период возникает медико-психологическая наука об извращениях, которая доминирует над предпринятыми до сих пор попытками объяснения феноменов содомии и распущенности в нравственных терминах. У вновь выделенных извращенцев обнаружено не только аморальное поведение, но и — что стоит подчеркнуть — патологическая личность, что свидетельствует о том, что вся жизнь человека может содержать элементы девиантного сексуального поведения. Привычки, мечты, поведение, мысли девиантов, ранее существовавшие вне научного дискурса, приобрели специфические смыслы, связанные с сексуальностью.
Понятая таким образом сексуальность привела, среди прочего, к определению половой идентичности человека. Согласно этому пониманию, сексуальность — это элемент идентичности, а сексуальное поведение — отражение внутренней, биологической природы человека. Сексуальность — это индивидуализированное явление, сексуальные предпочтения немного модифицируются социальными и культурными влияниями.
гомосексуальность представляет особый интерес для исследователей с тех пор, как Карл Вестфаль обратил внимание на существование «различных сексуальных переживаний» в 1870 году. Изменения в социальном восприятии гомосексуализма интересны тем, что они являются одним из элементов определения человеческой сексуальности по-другому, по-современному. Эта сексуальность, по Фуко, выражалась в следующих четырех категориях людей (и их поведении) в связи с сексуальностью:
- гетеросексуальная пара,
- гомосексуал,
- мастурбирующий ребенок,
- истеричная женщина.
гомосексуал, как истеричная женщина и мастурбирующий ребенок, составляют матрицу сексуализирующего и биологизирующего «других» дискурса XIX века, мерой и нормой которого должна была стать гетеросексуальная пара. Дополняя типологию Фуко, стоит указать еще на одну категорию сексуальных «других», вызывающую законный интерес в современных обществах, а именно на транссексуалов и трансвеститов. В контексте соотношения сексуальности и идентичности стоит добавить еще об одном современном феномене — асексуальности. Однако это явление возникло еще слишком недавно, чтобы его можно было подробно проанализировать.