Дом и малая родина

yurii Фев 28, 2023

Путешествие имеет смысл только в том случае, если есть дом, куда можно вернуться. Социология не называет путешествием бродягу людей без адреса, для которых дорога — дом. Обсудим теперь два важных понятия в социологии: дом и его эманация на более широкой территории — малой родине.

Кажется, что дом так же стар, как человечество. Однако в мифологиях, в том числе и в Библии, мы находим описания золотого века, когда люди вообще не нуждались в доме, потому что вся природа была тогда человеческим домом. Принуждение к сооружению искусственного убежища было следствием изгнания из рая и первого соприкосновения с опасностями. Поэтому акт строительства дома есть, с одной стороны, попытка стать самостоятельным, а с другой — первое нарушение природы. Человек отделил себя от остальной природы, используя ее ресурсы. Он установил границы. Многие исследователи видят здесь начало культуры, когда природный ландшафт превратился в ландшафт антропогенный.

Отныне основное содержание, связанное с понятием дома, находится в сферах стабильности и безопасности. Постоянство связано с категорией укорененности, описанной Симоной Вейл (1983), которая определяется такими словами, как связи, владение и принадлежность. Безопасность, с другой стороны, означает гарантию покоя и «бытия дома», отделения от опасного, неизвестного внешнего мира.

Социология весьма рьяно занимается предметом дома, описывая его социальные значения и функции. Дом — это дом основной социальной группы — семьи, дом — это место социализации, центр норм, ценностей, обычаев и даже эстетических вкусов. Это важное место для формирования и, прежде всего, передачи и сохранения культуры. Он отражает в миниатюре внешний социальный порядок. Это можно проследить в истории: в старину, когда индивидуализм не был главной ценностью, в европейских домах — бедных или богатых — было больше людей, большая семья, слуги, гости. Для современного человека из круга нашей цивилизации дом ассоциируется с интимностью, для наших предков это было абстрактное понятие, ведь все жили вместе, без стен, занавесок и уединения.

Хаус-исследователи в социальных науках занимаются различными аспектами проблемы. Есть большие антропологические исследования, такие как работа Гражины Эвы Карпинской, описывающая феномен многоквартирного дома (2000), и типично социологические исследования, затрагивающие скорее образ жизни. В свою очередь, психология архитектуры, сложившаяся в 1960-е годы, представляет собой психологический подход к отношениям между человеком и используемым им зданием. Возможности различных взглядов на дом можно найти в сборнике статей под редакцией Петра Лукасевича и Анджея Сичинского «Дом в современной Польше» (1992).

Проблема местных сообществ тесно связана с пространством в силу самого определения: местное сообщество определяется пространственным аспектом — совместным проживанием в одном месте. Это понятие, а также определение общего места жительства – «малая родина» – близко понятию дома. Также в этом случае решающее значение имеют аспекты безопасности, знакомства, укорененности и стабильности.

В современной социологии у нас есть два основных источника вдохновения для этого вопроса. Во-первых, концепция Фердинанда Тонниса, описывающая два типа сообщества, основанные на разных типах социальных связей. Во-вторых, американская социология межвоенных лет, связанная с Чикагской школой и их общественными исследованиями (наиболее известна монография Роберта и Хелен Линд «Миддлтаун», 1929 г.). Говоря о польской социологической традиции, стоит упомянуть Францишека Буяка, историка экономики, написавшего монографии о малопольских деревнях в начале ХХ века.

Центральное место в социологии занимает различие между местным сообществом и территориальным сообществом. В определениях местного сообщества есть три элемента: территория, социальные взаимодействия и психологическая связь, то есть чувство общности с людьми, проживающими на этой территории, и особое отношение к этой территории. Именно пространственный фактор не позволяет рассматривать местное сообщество просто как социальную микроструктуру. Его компонентами являются основные группы Кули: семьи и соседи. Примером местной общины является традиционная сельская община, хотя местная община возможна и в городских условиях. Местные сообщества были основной формой организации коллективной жизни в традиционном обществе, но с наступлением модерна образующие их связи ослабевают и исчезают. Сообщества превращаются в территориальные коллективы: скопления разрозненных индивидов с текучим и меняющимся составом, в которых с трудом формируются социальные связи. Хотя люди также живут на одной территории, они, как правило, не чувствуют связи друг с другом или с этой территорией.

Для современной социологии локальные сообщества и территориальные сообщества являются структурами среднего уровня (так называемые мезоструктуры). Именно в них человек соприкасается с социальным миром, с культурой, именно в них проходит большая часть его жизни. Социологические исследования местных сообществ (как правило, описательные и монографические исследования) проводятся в рамках таких дисциплин, как:

  • сельская социология,
  • социология города,
  • социология политики (формы власти на местном уровне),
  • социология культуры (локальные культуры).

ВВ Польше у нас есть сильная традиция исследования местных сообществ. работы Флориана Знанецкого (например, «Познань: город в сознании его жителей», 1932 г.). После Второй мировой войны социологи особенно интересовались Восстановленными территориями. Именно тогда зародилась социология Западных территорий – уже в 1940-х годах Станислав Оссовский и Юзеф Халасинский проводили там полевые исследования.

В последнее время приобрело значение понятие местничества: автономия и расширение прав и возможностей местных сообществ в экономическом, социальном и культурном плане. Возрождение местничества способствует росту интереса к местной культуре. Это направление включает в себя поиск корней, написание монографий, создание территориальных музеев, развитие органов местного самоуправления, организацию мероприятий, празднование местных инвестиций, создание районных сообществ и создание ассоциаций, действующих, например, для района. Примером может служить Театральный центр Brama Grodzka — NN в Люблине или Центр Pogranicze в Сейнах. Их работа направлена ​​на преобразование территориальных общин обратно в местные сообщества и спасение «малой родины» (или, по Станиславу Оссовскому, «частной родины») и ее культуры от уничтожения.

Поделиться этим