Категория времени относится к явлениям движения и изменения; отношения длительности, прохождения, последовательности и одновременности актуальны и в случае социального времени. В чем его специфика?
Специфика социального времени раскрывается в рамках нескольких оппозиций: (1) социальное время как культурное время противопоставляется времени природы: физическому, биологическому, физиологическому, астрономическому; (2) социальное время как качественное противостоит количественному (часовому, математическому) времени; (3) социальное время как коллективное время противостоит субъективным индивидуальным временам. Эти оппозиции раскрывают особенности социального времени как времени относительного, конкретного, наиболее тесно связанного с конкретными явлениями и событиями, с отношениями между социальными явлениями. Социальное время не количественное, а качественное, то есть неоднородно, неоднородно, отдельные его участки оцениваются по-разному. Он прерывистый (дискретный, квантованный, точечный), в нем есть как качественно разные критические даты, переломные моменты и периоды, наполненные важными событиями, так и пустые, социально незначимые периоды. Он неоднороден, имеет переменный темп, может «останавливаться» или «ускоряться»; она не течет только в одном направлении, а может быть обратимой; он не обязательно должен быть линейным, он может быть циклическим, колебательным, спиральным. Он содержит не единую систему измерения, а множество различных систем, отражающих социальное разнообразие. Это не пустой ход, как количественное время часов, а фактор, влияющий на общественную жизнь, влияющий на поведение людей. он не обязательно должен быть линейным, он может быть циклическим, колебательным, спиральным. Он содержит не единую систему измерения, а множество различных систем, отражающих социальное разнообразие. Это не пустой ход, как количественное время часов, а фактор, влияющий на общественную жизнь, влияющий на поведение людей. он не обязательно должен быть линейным, он может быть циклическим, колебательным, спиральным. Он содержит не единую систему измерения, а множество различных систем, отражающих социальное разнообразие. Это не пустой ход, как количественное время часов, а фактор, влияющий на общественную жизнь, влияющий на поведение людей.
Необходимо подчеркнуть определенную двойственность социального времени: с одной стороны, оно имеет универсальный характер, с другой — явление изменчивое и разнообразное. Категория времени — одно из самых универсальных и основных понятий, с помощью которых люди воспринимают, интеллектуально упорядочивают и осмысливают действительность. Время — неизбежный компонент всякого индивидуального и коллективного опыта, организация времени — требование коллективной жизни. Все общества и культуры имеют отношение ко времени, хотя у них не обязательно есть отдельная концепция времени. Все они так или иначе относятся к явлениям длительности и прохождения, преемственности и изменения, все они так или иначе оценивают повторяющиеся и неповторимые стороны явлений, все они имеют какое-то отношение к областям времени: прошлому, настоящему, будущему. Они подчеркивают изменчивость или повторение, разнообразие или сходство, линейность или цикличность. Несмотря на множественность социальных времен и их культурное разнообразие, можно говорить об универсальности времени и признать его атрибутом социальной жизни, необходимым элементом функционирования общности. За разнообразием и множественностью социальных времен стоят универсальные познавательные, символические и оценочные процессы.
Ставя вопрос о многообразии социальных времен, их многообразии форм в различных социальных контекстах, необходимо учитывать три группы факторов, составляющих различные структуры времени: во-первых, общие способы ориентировки во времени, системы расчет времени, используемые меры; во-вторых, концепты, представления, образы и символизации процессов быстротечности и длительности, следствий, изменений, одновременности; в-третьих, темпоральные ориентации, т. е. отношения к временным областям, способы оценки прошлого, настоящего и будущего, и временной горизонт, т. е. диапазон временной перспективы в прошлое и в будущее. Социальные переменные, связанные с различными типами социальной организации, экономическими условиями, политикой, религией и другими факторами, являются как мерами времени, так и способами ориентации во времени. а также концептуализации и символизации времени, способов переживания, оценки и интерпретации прошлого, настоящего и будущего, а также поведения, связанного со временем. В отдельных обществах и культурах можно встретить разные структуры времени, отражающие их специфику, т.е. направленность на развитие, изменение, постоянство или сочетание этих элементов. Например, линейная (линейная) концепция времени связана с иудео-христианской традицией и с современной цивилизацией; циклическое время характеризует культуры Древней Греции и Индии, а также присутствует в религиозном опыте; спиральное время, в свою очередь, реконструировалось в племенных обществах Черной Африки. В отдельных обществах и культурах можно встретить разные структуры времени, отражающие их специфику, т.е. направленность на развитие, изменение, постоянство или сочетание этих элементов. Например, линейная (линейная) концепция времени связана с иудео-христианской традицией и с современной цивилизацией; циклическое время характеризует культуры Древней Греции и Индии, а также присутствует в религиозном опыте; спиральное время, в свою очередь, реконструировалось в племенных обществах Черной Африки. В отдельных обществах и культурах можно встретить разные структуры времени, отражающие их специфику, т.е. направленность на развитие, изменение, постоянство или сочетание этих элементов. Например, линейная (линейная) концепция времени связана с иудео-христианской традицией и с современной цивилизацией; циклическое время характеризует культуры Древней Греции и Индии, а также присутствует в религиозном опыте; спиральное время, в свою очередь, реконструировалось в племенных обществах Черной Африки. циклическое время характеризует культуры Древней Греции и Индии, а также присутствует в религиозном опыте; спиральное время, в свою очередь, реконструировалось в племенных обществах Черной Африки. циклическое время характеризует культуры Древней Греции и Индии, а также присутствует в религиозном опыте; спиральное время, в свою очередь, реконструировалось в племенных обществах Черной Африки.
Культурно разнообразны, различны для отдельных обществ, социальных групп, общностей отношения к областям времени: прошлому, настоящему и будущему. Он состоит из целого комплекса явлений, относящихся, с одной стороны, к прошлому — индивидуальной и коллективной памяти, истории, мифу, традиции, а с другой стороны — к будущему — планов, прогнозов, предсказаний, ожиданий, надежд и опасений. Отдельную категорию явлений составляют установки, связанные с доминированием настоящего, проживанием настоящего, в отрыве от прошлого и без размышлений о будущем.
В литературе упоминается множество типов темпоральных ориентаций, обнаруживающих ретроспективную (ориентация на прошлое), проспективную (ориентация на будущее), презентистскую (ориентация на настоящее) или некоторые их комбинации в различных культурах, обществах, идеологиях или социальных движениях. Итак, характерным элементом премодерных, традиционных культур является доминирование прошлого, при этом модерн связан с позитивной оценкой будущего и линейным представлением о времени, тогда как постмодерн (или поздний модерн) характеризуется господство настоящего и связанного с ним постлинейного времени (называемого также мгновенным, пунктуальным, мгновенным, вневременным), состоящего из коротких мгновений, которые на самом деле представляют собой «последовательность эпизодов без последствий». Понятия времени и способы оценки его сфер отражают системы ценностей данного общества, выявляют образцы культуры и образа жизни, благоприятствующие активности или пассивности, традиционализму или новаторству, индивидуализму или просоциальным установкам. Другие важные выборы и ценности связаны с доминированием и выбором данной области времени. Например, исследования американских антропологов показывают, что доминирование будущего в культуре сопровождается отношением общества к хозяйственно-технической деятельности, доминирование настоящего связано с большим значением религиозно-рекреационной сфер, а доминирование — прошлое выливается в развитие интеллектуальной и эстетической деятельности. Другое направление исследований связывает отношение ко времени с местом в социальной структуре, приписывая высшим классам прошлое, средний класс — интересу к будущему, а низшие классы — замкнутости в настоящем. Исследования, проведенные в Польше в 1970-х и 1980-х годах, показали роль политической системы и влияние политических событий на формирование специфического — ограниченного настоящим, с редуцированной перспективой будущего — отношения ко времени. В настоящее время на временные ориентации поляков решающее влияние оказывают другие факторы. они показали роль политической системы и влияние политических событий на формирование специфического — ограниченного настоящим, с редуцированной перспективой будущего — отношения ко времени. В настоящее время на временные ориентации поляков решающее влияние оказывают другие факторы. они показали роль политической системы и влияние политических событий на формирование специфического — ограниченного настоящим, с редуцированной перспективой будущего — отношения ко времени. В настоящее время на временные ориентации поляков решающее влияние оказывают другие факторы. Подводя итог этому фрагменту, следует подчеркнуть, что социальное время как общее для сообщества время — общие идеи, способы мышления и символизирующие явления изменения и длительности, общие временные ориентиры — выполняет в сообществе важные регулятивные, коммуникативные и интеграционные функции. Это средство построения социальных связей, основа чувства групповой идентификации и интеграции личности в сообщество. Социальное время объединяет (общий календарь, память, праздники, юбилеи и, с другой стороны, общие надежды, планы и планы на будущее), но и социальное время разделяет, отделяя своих от чужих (например, конфликты вокруг коллективной памяти).