История педагогики включает в себя образование во всей его полноте. В трех отношениях разнообразие и богатство. Но так как область педагогической жизни очень широка, то история педагогики может практически выделить ту или иную область педагогической жизни, ту или иную ее сторону. Таким образом, сама наука история педагогики окрашивается тем или иным образом в зависимости от того, какой момент образования, какая область или какой аспект берет в ней верх.
Есть три основных аспекта или, может быть, даже три направления, которые постоянно привлекают внимание историков образования, а именно: педагогические идеи или педагогические принципы, педагогические практики или педагогические институты и сами педагогические акторы: теоретики и практики. В развитии истории педагогики во все времена предпринимались попытки выделить и описать эти направления. Некоторые историки образования больше изучали педагогические идеи, их возникновение, взаимосвязь, развитие, изменение и становление. Другие больше внимания уделяли педагогической практике отдельных народов и эпох, например, предметам образования, воспитательным и воспитательным учреждениям, их порядку и организации. Третьи описывали жизнь более отдельных педагогов, их действия, их взгляды и теории.
История педагогических проблем или идей и принципов составляет основу любой истории педагогики. Уже упоминалось, что образование,
а историческое изучение образования в основе своей связано с культурной жизнью и мировоззрением. Между тем области культуры и мировоззрения являются именно областями идей. В культуре идеи реализуются, в мировоззрении они становятся нормами жизни. Поэтому образование, будучи связано с культурой и мировоззрением, в то же время коренным образом связано с культурными и мировоззренческими представлениями. По этому поводу г. Вагнер справедливо говорит, что «история педагогики осуществляет в себе часть истории духа. Идеи являются основой культурного творчества и в то же время основой педагогических теорий».
Главная задача истории педагогических проблем состоит в том, чтобы расшифровать центральную идею, вокруг которой концентрируются педагогические мысли и педагогические труды того или иного народа, той или иной эпохи. К. Кесселер замечает, что все остальные педагогические идеи являются «отражениями одной большой идеи формирования человека» 4. Каждый народ и каждая эпоха имеют свое понимание этой общей идеи формирования человека, поэтому педагогические задачи он решает по-разному и по-иному организует свою педагогическую практику Задача истории педагогики состоит в том, чтобы показать эту центральную идею, выявить ее проявление в педагогических теориях и педагогической жизни.
История педагогических проблем еще относительно молода. Правда, с момента возникновения педагогической науки каждый труд по истории педагогики не мог обходиться без более или менее касающегося педагогического вопроса. Однако специальные исследования по педагогическим проблемам появились относительно поздно. Успешные попытки Виндельбанда написать историю проблем в области философии дали ему методологическую основу. В своей работе «Lehrbuch der Geschichte der Philosophie» (Tübingen 8 1919) Виндельбанд показал, что такая история проблем на самом деле вполне возможна. Воодушевленные этой попыткой, историки образования уделили больше внимания изучению педагогических проблем. систематические работы, рассматривающие педагогические проблемы в исторической перспективе, можно упомянуть: «Geschichte der Pädagogik in Problementwickelnder Darstellung» С. Бена. (Бонн, 1928), «Problemgeschichte der Pädagogik» К. Кинаста (Берлин, 1932). К этим работам относится и уже упомянутая работа П. Барта. Здесь также необходимо упомянуть прекрасную, уже цитировавшуюся работу В. Егерь «Пайдейя». Правда, в этой работе рассматривается только греческое образование. А вот разработка проблемы греческого образования здесь просто образцовая.
Но одна история педагогических проблем не может охватить всего предмета истории педагогики. Помимо педагогических проблем и решения существует целый ряд педагогических практик, составляющих неотъемлемую часть педагогического поля жизни. Э. Шпрангер справедливо говорит, что «в истории образования развитие теорий не может быть отделено от развития институтов. И то, и другое составляет одно огромное органическое культурное единство: духовная жизнь создает поверхностные формы, а из этих форм вновь рождаются новые направления жизни».
История педагогических практик и институтов значительно предшествует истории педагогических проблем. Его начало совпадает с началом истории педагогики. Историки образования прежде всего обращали внимание на образовательные практики, изучали и описывали их. Поэтому в настоящее время почти всякая более широкая история педагогики есть фактически история педагогических практик. Сегодня у нас есть монографии, описывающие даже развитие отдельных педагогических учреждений или образовательных объектов. Среди них, в качестве примера, можно назвать: о. «Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitäten» Паульсена (1919), «Die Universitäten» Х. Денифля (Берлин, 1885 г.), JB Herman SJ, «La pédagogie des Jésuites» (Лувен, 1914 г.).
Наконец, история педагогики встречает великих педагогов, формировавших, реформировавших и продвигавших образование в том или ином направлении.
Жизни педагогов, их труды и взгляды — тоже очень широкая и очень благодарная почва для историка образования. Педагоги очень часто являются искателями и выразителями упомянутой центральной педагогической идеи. В их произведениях часто содержится весь педагогический гений своего народа и своего времени. Поэтому необходимо их органичное включение в историю педагогики.
Но и здесь приходится отметить, что одна только педагогическая биография не исчерпывает образования, как не исчерпывает его одна педагогическая проблема или только одна педагогическая практика. При этом. между тем в истории современной педагогики отчетливо прослеживается тенденция говорить преимущественно об отдельных педагогах, уделяя слишком мало внимания проблемам и практикам. Это правда, что в наше время, возможно, было больше гениальных педагогов, чем в другие века. Даже они сами по себе не сформировали образование современности.
Помимо работы гениальных педагогов, в Новое время имело место и глубокое влияние социальной и культурной среды, большое значение имело и изменение мировоззрения. Педагогическая неразбериха нового времени возникла не столько из-за обилия педагогов, сколько из-за мировоззренческой неразберихи. Большое значение имеют великие педагогические личности. И все же они, как прекрасно выразился Дилтей, представляют собой точки пересечения культур и организаций.
Педагогическая биография в настоящее время достаточно хорошо разработана. Редко когда более выдающийся педагог не описан даже в специальной монографии. Прекрасные работы в этом отношении представлены в сборнике «Die Grossen Erzieher» под редакцией Р. Леманна Среди наиболее цельных произведений биографического характера можно назвать: «Pädagogische Charakterkopfe» К. Кесселера (Франкфурт, 1919); «Pädagogik der Gegenwart in Selbstdarstellungen» (Лейпциг, 1 Bd. 1926, 2 Bd. 1927) Э. Хана, «Le католицизм. Ses pédagogues et sa pédagogie» (Брюссель, 1930) Френа де Овре, в котором автор говорит о новых католических просветителях: Сполдинге в Америке, Дюпанлу во Франции, Ньюмане в Англии, Мерсье в Бельгии и Уиллмане в Германии.
Все это показывает, что полная история педагогики должна быть историей педагогических проблем, педагогических практик и педагогов. Он должен выявлять и находить педагогические проблемы отдельных народов и эпох, он должен описывать и объяснять педагогическую практику и учреждения народов и эпох и, наконец, должен обрисовывать работы, взгляды и теории отдельных педагогов. Только органическая связь всех этих трех моментов может дать полную картину развития поля педагогической жизни. История педагогики, определяемая только одной областью, всегда будет неполной, а ее предмет не будет исчерпан.
В своей истории педагогики автор решает дать не историю какой-либо отдельной области, а историю образования в целом.
Здесь будут рассмотрены педагогические проблемы отдельных исторических периодов, в какой степени они зависят от культурной и мировоззренческой жизни; здесь будут характеризоваться педагогические практики и педагогические учреждения, указывая вместе с тем, в какой мере в них выражены общепедагогические принципы эпохи; здесь, наконец, будут описаны теории отдельных педагогов и их практическое применение. Изучение этих трех вопросов сформирует общий план каждой главы. Прежде всего, в начале каждой главы будет описан сам период, подчеркнутый его мировоззренческий и культурный характер. В дальнейшем педагогические основы этого периода будут раскрыты как выражение культурной и мировоззренческой жизни. Эти два вопроса составят первую главу истории педагогики каждого периода, которая будет называться «… основы образования». Далее мы перейдем к педагогическим практикам, которые будут состоять из функционирования семьи и школы, содержания образования, видов воспитания, образовательных учреждений и прочего такого рода, которые обычно различны в каждый период. Эти вопросы составят вторую главу истории педагогики каждого периода, которая будет называться «…педагогическая практика» и, наконец, будут описаны педагоги того или иного периода: их жизнь, их практическая педагогическая деятельность, педагогическая деятельность. взгляды, высказанные в их трудах, и их значение для развития образования.предметы составят третью главу истории педагогики каждого периода, которая будет называться «…педагоги». Таким образом, автор надеется получить возможность синтетически изобразить историю образования в целом и помочь читателю понять пестрый образ педагогической жизни.