Постулаты здравого смысла и чувства исторической правды

yurii Фев 01, 2023

Прочитав этот модуль, вы познакомитесь с очень важным явлением — постулатом. Это истины, которые субъективно кажутся очевидными, хотя на самом деле таковыми не являются. Постулаты являются значительным источником ошибок допроса. Поэтому при ознакомлении с материалом модуля необходимо получить представление о том, насколько часто они встречаются и насколько разнообразны их проявления.

Возможно, вы читали книгу или смотрели фильм «Рукопись, найденная в Сарагосе». Персонаж отправляется в приключение, где он встречает другого персонажа, который рассказывает ему свою историю, в которой рассказывается, как один человек встречает другого, который также начинает рассказывать ему свою историю, в которой… и так далее. Так одна история ведет к другой, которая ведет к трем и т. д. — как луковица. Такая взаимосвязь историй обычна и в жизни, и в суде.

Совершено преступление (одна история), подтвержденное доказательствами, напримерjuis, свидетельство очевидца. Как свидетель увидел то, о чем он говорит, это уже другая история. Однако судье пока непонятно, можно ли верить свидетелю, возможно, свидетельница очень не любит подсудимого и теперь мстит. Он задает вопрос об отношениях между свидетелем и обвиняемым и поясняет, что, наоборот, отношения очень хорошие. В подтверждение этого свидетель рассказывает еще несколько историй о взаимопомощи и т. д. Один судья говорит себе: «Теперь я верю этому свидетелю». Однако другой, предположивший, думает: «Все эти истории мог выдумать свидетель». Поэтому он задает дополнительные вопросы. И отвечая на них, свидетель может рассказать о других людях, которые могут засвидетельствовать, что все это правда. Эти люди снова рассказывают свои истории. И снова перед судьей встает вопрос — верить или продолжать сомневаться и т.д.

Факт может быть указан в ходе судебного разбирательства. Судья может потребовать доказательства, затем доказательства, доказательства, затем доказательства, доказательства и так далее.

«Постулаты, — говорится в словаре, — это общеизвестные истины, которые слишком банальны, чтобы их можно было доказать». Никому не нужно доказывать, что студенты хорошо спят по утрам. Также очевидно, что троллейбусы редко ломаются. Если у человека нет серьезной причины для опоздания, он, вероятно, солжет — это тоже всем известно. Таким образом, версии начинают верить, если по цепочке истории она приближается к определенному постулату (см. рис. 29).

Постулат — это то, что признается всеми как очевидное явление. Например, высказывание «человек, ворвавшийся в банк с ружьем в руках, хочет его ограбить» (на самом деле это может быть охранник банка, кадр из фильма, человек, пытающийся скрыться от преследователя и т. ). Однако, не имея другой информации в ситуации неопределенности, мы не будем просто так доверять постуЛату, но другая мысль просто не придет в голову. Таких постулатов, само собой разумеющихся вещей, в судебном процессе довольно много: «Свидетели всегда противоречат друг другу», «Виновный не признает себя виновным». Чем более виновен обвиняемый, тем меньше он готов признаться». Люди (включая судей) сильно различаются в том, что для них «самоочевидно». Это могут быть и такие «фундаментальные истины», как «все цыгане склонны воровать», «женщины хитрее мужчин», «человек, совершивший преступление один раз, с большей вероятностью совершит второй», «чем строже закон, тем больше его боятся преступники»., и т. д. Все эти истины «слишком ясны», «слишком банальны», чтобы мы начали в них сомневаться. Это сомнение выглядит «искусственным», оно показывает, что человек не теряет жизни. Если в жизни человек принимает противоположный факт, например, добродетельную женщину, то он в нее не верит, или, наконец,

Поделиться этим