Ознакомьтесь с материалом модуля. После прочтения вы должны знать особенности зрения и других органов чувств, выявленные Гансом Гроссом и другими ранними исследователями, которые важны при изучении показаний очевидцев.
Когда свидетель хочет помочь правосудию, он обычно старается сказать правду, сообщить известные ему факты. В этом случае он хочет иметь (мотивы) помочь правосудию. Вопрос в том, достаточно ли одного этого искреннего желания.
До публикации книги «Психология для следователей» «отца криминалистики» Ганса Гросса (1898 г.) не было обнаружено ни одной проблемы. Считалось, что если человек что-то знает, видел, слышал и т. д., ему достаточно честно сообщить об этом суду, и суд уже может опираться на эти факты. Такое мнение до сих пор отражается в присягах свидетелей и других участников процесса, сообщающих о фактах во многих странах. Важной частью этой клятвы является обещание говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Американские юристы любят рассказывать историю о том, как индеец Аляски отказался дать такую присягу. Когда судья сказал ему положить руку на Священное Писание и пообещать говорить правду, индеец заявил: «Я не знаю правды. Поэтому я расскажу только то, что видел».
Подобно тому индийцу Ганс Гросс и его последователи — первые психологи-юристы — подчеркивали разницу между тем, что человек видел, и правдой. В основе этого различия лежало то, что психологи уже знали о человеческих чувствах и восприятии, пределах возможностей и специальные сведения об ошибках восприятия (так называемые иллюзии). В книге описан ряд ситуаций, когда человек лжет, ошибается, даже будучи совершенно искренним и стремясь помочь суду. Был ряд обстоятельств, искажающее действие которых не было известно юристам, и книга Ганса Гросса просто открыла им глаза.
Например, что и свидетели, и обстоятельства, в которых они наблюдают факты, очень разные, что допросу и суду часто приходится сталкиваться с фактами, наблюдаемыми «не теми людьми не в том месте». Однако самым неожиданным и революционным фактом было то, что люди часто сами не в состоянии достаточно хорошо оценить, насколько достоверны их показания. Даже самые искренние ответы на вопросы: «Ты хорошо видел?» Вы точно помните?» — совсем не гарантирует достоверность полученной информации. Человек может с полной уверенностью утверждать, что видел и точно помнит некий факт, а может объяснить, что этого факта не было.
Ряд таких случаев описан в книгах Ганса Гросса и его последователей. Многие описываемые явления были почти непосредственно перенесены в криминальную обстановку, опираясь на тогдашние знания о психических процессах человека, особенно о восприятии, памяти.
Психологи ХХ века уже много знали о процессах ощущений и восприятия человека, о факторах, препятствующих или искажающих их функционирование. Описан ряд различных иллюзий. Ганс Гросс и его последователи первыми исследовали, как все эти факторы влияют на формирование доказательств.показания Нинко. Они провели много исследований, чтобы подтвердить и уточнить эти законы.
В книгах, написанных в начале века, говорилось о зрении, слухе и т. д. ошибки и ситуации допроса, когда это могло быть важно. Упомянем некоторые из наиболее важных фактов, установленных в то время.
Следователи всегда знали, что визуальная точность зависит от условий освещения. Психологи подтвердили это и предоставили следователям точные данные о том, как быстро увеличивается количество зрительных ошибок при ухудшении освещения. Следователи знали значение изменения освещения. Каждый из нас на собственном опыте знает, что переходя от светлого к темному или наоборот, мы поначалу видим хуже. Однако следователи понятия не имели, насколько велика асимметрия между процессами t0. Если комната умеренно освещена, после выхода из нее процесс адаптации к темноте заканчивается через 20-30 минут0. Между тем, при входе в ту же комнату из темноты этот процесс происходит в 10 раз быстрее и длится всего 3-5 минут. Психологи обратили внимание криминалистов на важность контраста. Если освещение двух объектов разное, так глаз приспосабливается к хорошо освещенному и поэтому менее освещенный объект видит плохо. В результате детали менее освещенного объекта могут быть не видны. Например, днем мы не можем видеть внутреннюю часть помещения с улицы. Это означает, что если свидетель утверждает, что видел происходящее внутри помещения с улицы, есть основания сомневаться в его показаниях.
Ганс Гросс и другие ранние судебные психологи подробно изучали характеристики человеческого слуха. Потому что свидетель часто сообщает то, что он слышал. Очень часто это были вещи, слышимые на определенном расстоянии, например, разговор преступника. Судебные психологи тщательно исследовали эту ситуацию. Они выявили то, чего не знали следователи — насколько способность слышать зависит от звукового фона. Например, если звуковой фон (уровень шума) равен 0 дБ. (такое было только в звуковой камере), человеческую речь можно слушать с расстояния 375 м. На 10 дБ. по шуму (тихая квартира) — тот же разговор можно слушать в 118 м. При 40 дБ. для шума (улица) это расстояние уменьшается до 36 метров.
Судебные психологи обратили внимание следователя на значение направления, с которого раздается звук. Например, следователю было бы важно выяснить, где свидетель услышал шум. Оказалось, что способность свидетеля слышать и определять направление сильно зависит от того, откуда исходил звук. В связи с этим направления делятся на «хорошие» и «плохие». В случае хорошего, это терпит неудачуможно довольно точно определить направление звука (например, если звук слышен справа, то его направление правильно определяют 96,8 процента людей, если слева — 89,6 процента, спереди — 83 процента). При плохом направлении гораздо хуже (сзади — 34,6%, сверху — 36,2%).
Важны были и данные судебного психолога о тренированном зрении. Показано, что тренированное зрение, например, человека, профессия которого вынуждает его точно различать нюансы, может принципиально отличаться от обычного. Художники и ткачи различают 40 оттенков серого, тогда как нетренированный глаз видит только один цвет.
Наконец, очень важно, чтобы внимание следователя было обращено на нарушенные, ненормальные, плохо функционирующие зрение, слух и другие органы чувств. 8 процентов люди плохо различают цвета. Однако это число быстро увеличивается по мере ухудшения условий освещения. Такой человек может и сам не понять, как стего способность различать цвета в условиях плохого освещения была значительно снижена. Женщина, на которую вечером на улице напал грабитель, может с уверенностью сказать, какого цвета была его одежда и даже глаза. Однако вышеуказанные данные заставляют усомниться в показаниях и провести дальнейшие следственные действия для проверки этих фактов.
Не менее важными были знания о нарушениях слуха. У допрашивающих не было четкого понимания людей, работающих в условиях постоянного шума, особенностей слуха, слуха пожилых людей (они хуже слышат «тонкие» — высокие звуки).