Крупные фабричные предприятия, как правило, концентрировались в густонаселенных центрах или районах. Развитие одной отрасли промышленности вызвало общее экономическое оживление такого центра, в который стекались люди и капиталы. Последние располагались в различных отраслях экономики, а бывшие монопромышленные центры превратились в общепромышленные. Так было в Вестфалии и Рейнской области, в Верхней Силезии и Заглебье-Домбровске, в регионе Сент-Этьен во Франции или в Бирмингеме в Англии. Первоначально эти города развивались как горнорудные районы, затем — горно-металлургические районы, а уже в конце 19 века в них сосредоточивались также металлургическая, текстильная, минеральная, химическая и пищевая промышленность. Типичным примером является Кардифф, Англия, деревня в начале 19 века, которая стала крупным угольным портом. К 1860 г. в Кардиффе 60% работающего населения было занято в торговле, а в промышленности было занято только 8%. Однако как только началась застройка города, это вызвало приток населения и развитие промышленности, в основном основанной на обработке цветных металлов. К 1900 году Кардифф уже был промышленным и торговым городом; Бирмингем, шахтерский город в 18 веке, привлекал капитал в 19 веке, который также вкладывался в металлургическую и обрабатывающую промышленность. В межвоенный период 39 % экономически активного населения Бирмингема работало в металлургии, 17 % в легкой и пищевой промышленности, 2 % в горнодобывающей промышленности, 6 % в строительстве и общественных работах, 13 % в торговле, 5 % на транспорте, 16 %. в сфере услуг и свободных профессиях и 2% в сельском хозяйстве и связанных с ним видах деятельности. Точно так же в первые полвека своего существования Лодзь был текстильным городом, но в конце 19 века текстильная промышленность, несмотря на ее все еще доминирующую роль, перестала быть единственной отраслью, и в городе и в Лодзинском районе было открыто множество фабрик с разнообразным ассортиментом продукции. В то же время сужались границы Лодзинского уезда, заключавшиеся в более отчетливой концентрации заводов и людей вокруг Лодзи.
Таким образом, капиталистическая промышленность характеризовалась центральным расположением и сильной территориальной концентрацией. Таким образом были созданы крупные поселенческие комплексы с новыми особенностями застройки и планировки. Иногда они строились на территории бывших крупных городов (Лондон, Париж, Льеж, Берлин, Варшава и др.), а иногда возникали внезапно на месте бывших деревень или прямо среди полей и лесов (Манчестер, Чикаго, Сент-Луис и др.). -Этьен, Екатеринослав, Гута Королевская или Хожув, Сосновец и др.). Развитие мировой торговли привело к возникновению городов-гигантов в различных частях света; самыми крупными были Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Бомбей, Калькутта, Шанхай, Пекин, Токио и Осака. Численность жителей в этих городах до
Во время Первой мировой войны она была близка к 1 минуте или даже превышала ее. Самый быстрый рост населения во всех крупных городах пришелся на вторую половину 19 века, около 1800 года население Бирмингема составляло 71 тысячу человек. жителей, а в 1900 г. свыше полумиллиона. В Чикаго в 1840 году насчитывалось 4,5 тысячи человек. человек, в 1880 г. — свыше полумиллиона, в 1920 г. — 2 700 000. В начале 19 века Лодж был деревней, в 1850 году в нем проживало 16 000 жителей. жителей, в 1880 г. — 120 000, в 1910 г. — 450 000. Сосновец начал возникать среди болот и рощ в 1870-х годах, в 1880 году здесь проживало 9000 человек. человек, двадцать лет спустя — 55 000, а к началу Первой мировой войны — 114 000. Крупнейшие города России: Санкт-Петербург (1 861 000 жителей в 1910), Москва (1 491 000) и Харьков (244 000), Одесса (479 000), Баку (200 000) также быстро развивались. ) и другие промышленные и торговые города. Однако во всех этих городах была сосредоточена довольно большая часть населения, занимавшегося земледелием, что накладывало отпечаток на общественную жизнь.
В обсуждаемой эпохе стали формироваться городские агломерации, т. е. скопления районов и промышленных зон вокруг одного центра, которым обычно был бывший город (например, Париж, Лондон, Берлин или Варшава), или конурбации, т. е. комплексы городов и поселений, границы которых приближались, пока их не стало трудно определить и которые участвовали в общей экономической жизни. Примером конурбации может быть комплекс городов, созданных вокруг угольных шахт, крупнейшим из которых был уже упомянутый Сент-Этьен во Франции. Аналогичный характер приняла урбанизация Заглембе-Домбровского и Верхней Силезии, где были основаны городские комплексы Сосновец, Бендзин, Домброва-Гурнича или Гливице, Забже, Катовице, Хожув и Бытом, а также расположенные между ними деревни и фабричные поселки.
Быстрый приток людей в промышленные городские центры привел к созданию строительных компаний. Строительство жилых домов стало для предпринимателей объектом капиталовложений и источником быстрого обогащения. В течение очень долгого времени не существовало норм, регулирующих правила застройки, кроме норм о высоте домов, застройке в стратегических местах и вокруг крупных транспортных магистралей, поэтому города развивались хаотично. Инвестициям обычно предшествовала спекуляция землей под застройку, что приводило к росту цен на участки. В результате здания сузили и сделали максимально высокими, не позаботились о согласовании архитектурных планов или удобном соединении отдельных улиц. Наибольшим спросом пользовалось жилье для бедняков – рабочих, так, чтобы удешевить строительство, возводились ветхие и некрасивые дома, с мрачными флигелями и дворами — колодцами. Таким образом были созданы рабочие районы, такие как Ист-Энд в Лондоне, Сен-Дени под Парижем, бедные районы в Льеже и Брюсселе. Социальные* последствия такой урбанизации быстро сказывались: средний класс и даже более состоятельный рабочий класс старались избегать проживания в таких районах. Города делились на районы, отличавшиеся не только застройкой, но и социальным составом жителей. Место жительства стало вопросом престижа и стало одним из элементов, определяющих принадлежность к социальной группе. Например, в Чикаго возник район контор, фирм и квартир средней буржуазии, роскошный район богачей под названием Золотой Берег, университетский городок, районы дач или дома мещанских семей и, наконец, район более бедных рабочих и переселенцев с районами негров, китайцев, итальянцев и т. д. Развитие жилищного строительства не поспевало за ростом населения, обычно не имевшего средств к существованию. пропитание по прибытии в города. Так в большинстве промышленных городов появились трущобы — комплексы землянок, лачуг и т. п., где жили беднота рабочих и люмпен-пролетариат.
С увеличением площади и населения городов появлялись новые потребности. Необходимо было упорядочить и модернизировать канализационную сеть, ввести более удобные дорожные покрытия (особенно с развитием автомобилизации), установить дешевое освещение, организовать городской транспорт. Начали создаваться водопроводно-канализационные предприятия, после 1880 г. — первые городские электростанции, конки (позже электрические). В 1890 году в Лондоне и в 1900 году в Париже
Женская эмансипация
TJŽytku первые участки подземной железной дороги (метро). Эти устройства углубили различия между сельской и городской жизнью, а также между небольшими городами и крупными промышленными центрами. Санитарное состояние последнего стало улучшаться; их населяли более состоятельные и просвещенные люди, также было легче воспользоваться медицинской помощью. Так, если на первом этапе развития промышленные центры были рассадниками болезней, то в конце XIX в. смертность в крупных городах снизилась по сравнению с селами и малыми городами. Массовое рабочее движение оказывало все более действенное давление на предпринимателей, которые в своих интересах стали направлять часть своих доходов на социальные инвестиции. На промышленных предприятиях строились бани, организовывались дешевые кухни, чайные, больницы и т.п., прежде всего, однако, крупные компании строили фабричные поместья, где рабочим предоставляли дешевое или бесплатное жилье. «Таким образом достигалась определенная стабилизация бригады, ведь уход с работы означал для работника выселение из квартиры. В фабричных усадьбах обычно располагались различные коммунально-бытовые учреждения и точки обслуживания: детские дома, школы, прачечные, магазины и даже «дома культуры». Вот как это было организовано, в том числе жилой комплекс горнодобывающей компании «Челадж» в Королевстве Польском или жилой комплекс, построенный заводом Шейблера в Лодже. В фабричных усадьбах обычно располагались различные коммунально-бытовые учреждения и точки обслуживания: детские дома, школы, прачечные, магазины и даже «дома культуры».