Реальность не полностью подтвердила оптимистичные прогнозы либеральных экономистов. В частности, свободная конкуренция приводила к резким нарушениям экономического баланса в виде циклических кризисов перепроизводства. Их непосредственной причиной было чрезмерное производство промышленных товаров, не нашедших сбыта, что вынуждало предпринимателей отказываться от производства или ограничивать его. Столь резкое сокращение промышленного производства, в свою очередь, повлекло за собой потрясения во всей хозяйственной жизни: сокращение производства на фабриках, производящих предметы потребления, сопровождалось уменьшением спроса на рабочих, снижением их покупательной способности, сокращением торговли и банкротства купцов, несостоятельности капиталистов и краха банков.
Развитие капиталистической промышленности было связано с постоянными колебаниями экономической конъюнктуры и характеризовалось циклическими фазами: оживление — кризис — застой — оживление. Во времена процветания был большой импульс в инвестициях, конкуренция стимулировала использование технических новшеств, а возрастающая отдача на капитал стимулировала дальнейшее развитие производства и новые инвестиции. Через некоторое время производство превысило покупательную способность, склады переполнились товарами, которые невозможно было продать, прибыли сократились. Разразился кризис: заводы один за другим останавливали или сокращали производство, остановилась торговля, рухнул кредит, разорились промышленные и торговые предприниматели, рабочие остались без работы. Цены на товары упали, но безработное население не могло их купить, а закрытые заводы не покупали сырья и машин. Безработица росла, а бедность распространялась. После 2-3 лет застоя накопленные товарные запасы были рассредоточены, заработали фабрики, созданы новые отрасли производства, под давлением снижения прибыли прошла новая волна нововведений, конкуренция вынудила их распространение, что повлекло за собой новый поток инвестиций — и цикл начался снова, пока до следующего солнцестояния и крушения. Однако кризис навсегда ликвидировал самые старые предприятия, с худшим техническим оснащением и самой высокой себестоимостью. Тем самым она косвенно ускорила концентрацию производственно-технического прогресса, создав предпосылки для будущего возрождения. под давлением снижения прибыли последовала новая волна инноваций, конкуренция заставила их распространиться, что привлекло новый поток инвестиций — и цикл начался сначала. до следующего солнцестояния и крушения. Однако кризис навсегда ликвидировал самые старые предприятия, с худшим техническим оснащением и самой высокой себестоимостью. Тем самым она косвенно ускорила концентрацию производственно-технического прогресса, создав предпосылки для будущего возрождения. под давлением снижения прибыли последовала новая волна инноваций, конкуренция заставила их распространиться, что привлекло новый поток инвестиций — и цикл начался сначала. до следующего солнцестояния и крушения. Однако кризис навсегда ликвидировал самые старые предприятия, с худшим техническим оснащением и самой высокой себестоимостью. Тем самым она косвенно ускорила концентрацию производственно-технического прогресса, создав предпосылки для будущего возрождения.
Экономические кризисы перепроизводства регулярно повторялись в 19 в. с интервалом в 10—12 лет. По мере того как промышленное развитие распространялось на новые страны, оно приносило с собой кризисы более широкого географического масштаба. Первый кризис разразился в Англии в 1825 г. и ограничился Англией; это было вызвано большим экономическим положением предшествующих лет в связи с открытием рынков сбыта для английской промышленности в Европе (после окончания наполеоновских войн) и в странах Южной Америки (после их освобождения от испанского владычества). Следующий, в 1836 г., охватывал Англию и США, а третий, в 1846 — 1847 гг., — Западную и Центральную Европу; их основу составляли чрезмерные капиталовложения в связи со строительством железной дороги. Последующие кризисы повторялись в 1857, 1866, 1873—1875, 1887, 1900 годах и затронули уже все промышленные страны.
Симптомы этих циклических кризисов всегда были одними и теми же: перепроизводство товаров, падение цен, исчезновение капиталовложений и закрытие фабрик, неплатежеспособность предпринимателей и общий крах кредита, банкротства торговых предприятий и банков, безработица и нищета среди рабочих. переизбытка товаров. Машины простаивали, вложения пропадали, склады были переполнены товарами, люди терпели нищету, хотя товары ждали покупателей.
Свободная конкуренция должна была быть, по мнению экономистов-либералов, лучшим регулятором экономической жизни — и кризисы действительно играли роль такого регулятора, быстро восстанавливая нарушенное равновесие. Но против сторонников теории свободной конкуренции выступало то, что такое равновесие устанавливалось ценой огромных потерь капитала и растраты труда в виде безработицы и бедности. Таким образом, для объяснения феномена кризисов буржуазные экономисты обращались к различным внешним причинам. Одни искали их в денежном обращении и в несовершенстве самих денег (что есть плохая мера стоимости, потому что она неустойчива и меняет свою стоимость, что нарушает обмен и обращение товаров). Другие видели их в психологии предпринимателей (в смене настроений оптимизма и пессимизма в отношении ожидаемых прибылей и вытекающих из них фаз роста и спада инвестиций). Третьи ссылались на усиление солнечных пятен, цикл которых более или менее совпадал с деловым циклом (солнечные пятна влияют на погоду, которая, в свою очередь, влияет на урожайность сельского хозяйства; плохой урожай снижает доходы фермеров и, следовательно, спрос на промышленную продукцию). -.sowe).
Маркс первым указал, что источник кризисов лежит во внутренних противоречиях капиталистического хозяйства. Во-первых, это противоречие между общественным характером массового производства и частной собственностью на средства производства и неограниченным правом личности на умножение своего капитала. Свободная конкуренция частных предпринимателей, стремящихся индивидуально к достижению максимальной прибыли, вызывает анархию производства и возникновение диспропорций между отдельными отраслями хозяйства. В частности, крупное производство делится на два крупных отдела: производство средств производства, закупаемых производственными предприятиями, и производство предметов потребления, получателями которых является все население. Между этими двумя отделами должен поддерживаться необходимый баланс, потому что спрос на продукцию первого цеха зависит от объема производства второго цеха. Но это недоступно ни одному отдельно взятому капиталисту. Когда каждый предприниматель имеет в виду только свои интересы, когда право на прибыль является частным делом, угроза такого несоответствия неизбежна.
Пока производство происходило в мелких мастерских и фермах и служило непосредственно для удовлетворения потребностей, прерывать его могли только чрезвычайные события и стихийные бедствия: войны, моры, пожары, неурожаи. Таковы были причины экономических кризисов в прошлом, поражавших отдельные города или провинции. Производитель, работающий на свои нужды или на местный, известный рынок, точно знал, что, сколько и для кого он производит. Ситуация изменилась, когда появилось массовое производство товаров для получения прибыли; отныне производитель не знал заранее, сколько товаров появится на рынке и сколько из них найдут там покупателей. Предприниматель, производящий для получения прибыли, узнал об этом только на рынке, когда товар уже был произведен. Кроме того, механическое производство было очень дорогостоящим; промышленный предприниматель должен был сначала сделать крупные инвестиции; строительство завода, сталелитейного завода или шахты часто занимало несколько лет. Однако он не знал заранее, сколько предпринимателей предпринимали аналогичные инвестиции одновременно. К тому же капиталист узнал о целесообразности своих вложений лишь после того, как обрел рынок. По тому, находили ли его товары покупателей или нет, он узнавал, каким потребностям соответствует его вложение капитала. А инвестиционное решение от реализации товара отделял длительный период строительства завода, а затем производственный цикл. Между тем это решение повлекло за собой потребность в средствах производства и сырье, а следовательно, вложения в другие отрасли промышленности, в горнодобывающую промышленность, связь и т. д. При массовом производстве и развитой технике каждая такая дезадаптация,
Еще одна диспропорция в свободно-конкурентной капиталистической экономике
пеj вызвал конфликт интересов! предпринимателей и рабочих. Каждый предприниматель в отдельности стремился получить максимально возможную прибыль, в том числе за счет расширения производства товаров и снижения себестоимости продукции. путем ограничения фонда оплаты труда. Так же поступили и другие — и это снижение покупательной способности рабочего населения уменьшило возможности сбыта произведенной продукции, хотя отдельный капиталист этого и не осознал.
Развитие промышленности в какой-то мере создало себе рынок, разорив ремесла и мелкие крестьянские хозяйства (прежде большей частью самодостаточных людей), увеличив число оплачиваемых государственных служащих и служащих, перенеся товарное производство в новые страны. Но, удерживая заработную плату на низком уровне, даже понизив ее до прожиточного минимума, он ограничивал покупательную способность трудящегося населения до минимума. Поэтому промышленники искали рынки сбыта за морями, а тысячи рабочих жили за стенами собственных заводов, не имея средств покупать товары, которые они производили сами.