В России крепостные хозяйства появились позднее и получили широкое развитие только в 18 в. В целом развитие феодализма происходило здесь позднее и медленнее, чем в других странах Европы. В восточных окраинах Европы из-за малой плотности населения и больших площадей свободных земель охота в бескрайних лесах на севере и пастушество в южных степях были не менее важной основой существования населения вплоть до конца 19 в. Средневековья, чем планомерное возделывание земли. Семейное зерновое хозяйство, составлявшее основу феодализма, распространялось медленно и неравномерно, в основном на плодородных почвах Киевской Руси. Развитие также шло медленнее, а территориальные рамки частной собственности на землю и государственной власти были меньше. После распада Киевской Руси в XI в. был длительный период (до XVI в. ) политическое дробление русинских земель на мелкие и неустойчивые княжества. Процессу экономической и политической феодализации мешало наличие больших площадей свободных земель, что способствовало высокой мобильности населения и непостоянству поселений, а также татарские нашествия, опустошившие страну и подорвавшие княжеское правление. В 13 веке большинство русинских княжеств попало в вассальную зависимость от татарских ханов и платило им постоянный выкуп.
Несмотря на это, в позднем средневековье на всей территории Руси постепенно формировалось феодальное землевладение в форме вотчины — наследственной собственности бояр (семейной аристократии), организованной в деревнях, примерно соответствующей польскому сословию. Вотчина уже была феодальной фермой, основанной на постоянном поселении. земледелие и повинности зависимого крестьянского населения, она также пользовалась иммунитетом от княжеской власти. Господствующей формой феодального наследства были натуральные дани; рядом с ними была и денежная рента. Последнее, однако, в основном было связано с товарным хозяйством продуктов! лесное хозяйство (кожи и меха, воск и мед, смола и поташ), а не земледелие. В принципе, вотчина была закрытой экономической организацией натурального характера, производство большей части продукции для собственного потребления. Крепостное право и барское хозяйство не играли большой роли. Организация землевладения была аналогична боярской вотчине в княжеских и церковных поместьях. Кроме того, существовали так называемые чорные земли — свободные крестьянские земли, организованные в мир — общинные общины с собственным самоуправлением, обремененные налогами для государства.
Обработка почвы была неэффективной и не позволяла производить постоянные большие излишки товаров. Лишь в 14—15 вв. в некоторых более густонаселенных районах получила распространение трехпольная система вместо подсекционной (возделывание «набегом», изредка, раз в несколько лет), но до 18 в. не получил широкого распространения. Низкая товарность сельского хозяйства сочеталась со слабой развитостью городов. Кроме крупных центров дальней торговли — Киева и Новгорода — в Руси не было ни крупных городских центров торговли и ремесел, ни густой сети мелких городков, характерных для других стран средневековой Европы.
Существенные изменения во всей экономической системе Руси произошли в 16-17 вв. в результате территориальной экспансии и усиления политической власти Московского княжества. С середины 15 века и на протяжении всего 16 века московские князья путем завоевания или покупки у татар подчинили себе большую часть русинских земель, освободив их одновременно от зависимости от татар (в 1547 г. великий князь Московский Иван Грожный принял титул «царь всея Руси»). На завоеванных территориях конфискованные воля сопротивляющихся бояр и новые, еще не освоенные области переходили в ведение государства под «царской властью». Новое централизованное государство формировало свой административный аппарат и армию, предоставляя землю в обмен на военную и административную службу. Так создавалось новое дворянство и новый тип земельной собственности — поместье, первоначально условное,
Возникновение поместья внесло изменения в организацию хозяйства и положение крестьянского населения. Поместные собственники, стремясь увеличить собственное сельскохозяйственное производство, создавали и укрупняли помещичье хозяйство за счет захвата крестьянских земель и «черных земель» общин и введения крепостного права вместо натуральных или денежных пособий. В то же время великорусские завоевания, помимо ликвидации боярства, привели к порабощению крестьянского населения, а также к миграционным движениям — переселениям, конвергенции и поселенческим действиям, осуществленным в более широком масштабе в XVI в. и 17 вв.. За эти два века сформировался новый образец хозяйства. Площадь пашни, приходящаяся на одну китайскую ферму, в среднем сократилась вдвое; земли общинных общин еще более уменьшились; в вотчинах дворянства и церкви сложилось усадебное хозяйство (хутор), занимавшее около половины всей обрабатываемой площади; господствующей формой феодальной пенсии было крепостное право в размере 4-6 дней в неделю. Одновременно росла личная кабала путем привязки крестьян к земле (крепостное право); Царские указы 1580 — 1600 годов устанавливали юридический запрет на выход крестьян из деревни и положения о преследовании беглых.
Трансформация сельскохозяйственной системы сопровождалась войнами и политической борьбой, связанной с расширением и усилением центральной власти, а также экономическим спадом, выражавшимся в уменьшении сельскохозяйственного производства и огромном увеличении пустующих пространств. Среди этого затянувшегося хаоса в семнадцатом столетии произошла концентрация крупных земельных владений; увеличение площади поместий и подтверждение их наследственных владений, повышение политического значения дворянства в государстве. В конце XVII века около 10 % всех крестьянских хозяйств относилось к «черным землям», около 10 % — к царским вотчинам, около 13 % — к церковным и монастырским, 10 % — к боярским и 57 % — к дворянским. поместья.
С точки зрения участия в производстве и распределении общественного дохода все население делилось на две категории: слуги народа — князья, бояре, дворяне, которые пользовались феодальной пенсией и повинностью их была воинская повинность, и народ села — все остальные жители села и города (кроме иноземных купцов и прочих иноземцев), работающие в земледелии или ремеслах, не обязанные служить в войске, но доставляющие вместо этого тягто — разного рода отягощения для государство. Большую массу людей составляли в основном крестьяне, как свободные (cemososhnyje kriestjanie), так и крепостные в казенных имениях (dworcowyje kriestjanie), а также крестьяне в вотчинах, поместьях и церковных поместьях (czastnowladielczeskiy kriestjanie).
Хозяин фермы закреплял за крестьянской семьей площадь земли, строго соответствующую количеству людей трудоспособного возраста. «Тягло», т. е. все повинности, как крепостное право, дань или оброк, исчислялись на семью (брак), а не по количеству обрабатываемой земли. Изменения количества рабочих рук в семье влекли за собой сдвиги в размере земли, отводимой в крестьянское пользование. Чтобы сделать возможными такие перемещения, семьи были объединены в более крупные организационно-территориальные единицы: общины. Внутри региона эти сдвиги происходили. Таким образом, крестьянские земли оставались в какой-то мере в общем пользовании (крестьянская община). Применялась также коллективная ответственность за выполнение обязанностей. Вы влезли в вопрос разделения и уравнивания, запретив, например, разделение семей и создание новых ферм. В этих условиях мерилом стоимости имущества было количество «душ», а не площадь земли. Эта система применялась везде, где было выгодно вести хозяйство, т. е. прежде всего в черноземных и степных районах. В районах с более бедной землей феодалы отдавали большую часть земли в пользование крестьянам в обмен на натурную и денежную ренту.
Таким образом, генезис фермерско-крепостнического хозяйства в России был несколько иным, чем в других странах Восточной Европы. Решающую роль здесь сыграла внутриполитическая и социальная обстановка, а не возможность вывоза зерна. Лишь с середины 18 века начался устойчивый вывоз хлеба из России в Западную Европу, который затем увеличился в 19 веке.Прежде всего фермерское производство удовлетворяло потребности дворянского поместья с его слугами, клиентами и надзирателями. аппарат. Часть его также пошла на внутренний рынок. Товарное производство усадьбы способствовало развитию городов и мануфактур в 18 в., хотя в то же время феодальный строй полностью отсекал крестьянские хозяйства от контакта с рынком.
АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНАХ
ПОД ТУРЕЦКИМ ВЛАСТЬЕМ
В европейских странах под властью Турции усадебное хозяйство было неизвестно: согласно мусульманскому учению, вся земля принадлежала Аллаху и находилась в распоряжении его наместника, халифа. Это означало государственную собственность на землю, которой пользовались крестьяне. Некоторые крестьяне находились в прямой зависимости от государства и предоставляли сборщикам налогов (а также арендаторам налогов) натуральные и денежные льготы. Часть земель отводилась под религиозные учреждения, а часть отдавалась разным людям за их заслуги и в качестве компенсации за государственные достоинства (военные и гражданские). Однако на деле речь шла не столько о даровании земли, сколько о праве пользоваться крестьянскими льготами. Личная и судебная каторга также была неизвестна. Военные поражения Турции заставили властям ввести ограничения на выезд из сельской местности в города. Положение крестьян было не более благоприятным, чем при фермерском строе; Турецкие сановники не заботились об аграрном хозяйстве, они лишь стремились собрать крестьянские пособия в максимально возможном размере. Сборщики налогов и арендаторы стремились во что бы то ни стало обогатиться, поэтому применяли различные формы угнетения и нередко прибегали к злоупотреблениям.