В странах Западной Европы в 16-18 вв. продолжалась эволюция земледельческого строя, начатая в конце средневековья. Его отправной точкой было рентное хозяйство, которое в настоящее время все более и более расширялось как в территориальном, так и в материальном отношении. Крестьянская рента повсеместно становилась основной формой феодальных благ, и в то же время все большая и большая часть многочисленных крестьянских повинностей превращалась в деньги. К концу 16 века рента была уже обычным явлением. Крепостное право и дань в природе исчезли, лишь кое-где сохранив характер символических благ, обычно связанных с известными традициями, обрядами, праздниками и т. д., но не имеющих большого экономического значения.
Денежная рента заставляла крестьян вести товарное хозяйство. В то же время он дал им немного больше свободы в ведении хозяйства — выбор урожая на продажу и возможность распоряжения денежными излишками, если таковые создавались в крестьянском хозяйстве. Во всяком случае, теперь крестьяне могли сознательно стремиться к производству таких излишков. Товарное хозяйство также стимулировало их к определенной специализации сельскохозяйственного производства, к производству более востребованной на рынке продукции, а значит, к выращиванию более дорогих растений и их разведению. Постоянный контакт с рынком также облегчал крестьянам покупку сельскохозяйственных орудий и усвоение агрономической информации из более широкого мира, чем горизонт их собственной общины. Все это привело постепенно к естественному разложению,
Отмена крепостного права была непосредственно связана с изменением размеров и характера хозяйства, которое до сих пор базировалось на свободном крестьянском труде и крестьянском скотоводстве. Как правило, одновременно с обменом крепостного права на ренту хозяйство ликвидировалось или сокращалось до небольших размеров (до сада, конезавода, виноградника или племенной фермы), а крестьянская рабочая сила заменялась небольшим количеством постоянных слуг и случайных наемных рабочих. Большая часть господских земель обычно делилась на большие или меньшие.меньшемного роздановв аренду новоселам.Большие фермылордадержалтолько, особенно во Франциии Испания,в некоторых свойствах католического духовенства. Точныйв Англии иначевзападчасти континента, землевладельцычастично они продолжали управлять своими собственнымихозяйства, однако, уже основанные надоговорная работа,отчасти они сделали из них более крупную аренду (более крупнуючем обычнокрестьянские хозяйства), даже отводя для этой целиземлямуниципальный. Такой арендатор стал сельскохозяйственным предпринимателем (далекомэр)также используя наемных рабочих и ведущихТолькотоварное производство. Так в большинстве случаев- кроменекоторые британские помещики и французское духовенствоул -феодал-помещик уже не был хозяином своей собственнойтовары,оттепельсамтолько получатель денежной ренты.
В то же времяпроизошло ослабление зависимости от грунтового охлаждениямедленно и медленноиндивидуализация права собственности на землю.Это былоона из одногостраницыоб укреплении крестьянских прав на землю в связи с постепенным исчезновением права мертвой руки (т.Приветнаследственное или бессрочное), с другой стороны, по внешнему видуираспространение нового вида земельной зависимости в виде безвозмездной аренды. Случалось даже, что более богатые крестьяне были подданными илиарендаторыпо договору с панарнами они купили землю в собственность.Любое такоеслучаи были исключениями, и зависимость от грунтаиземельные повинности (система сеньоров) в основном сохранялись в западных странах континента до Французской революции,изморозьв феодальном строе произошли серьезные нарушения. Крестьяне моглиихсубаренда, обмен и залог ферм. Это сделало возможнымобъединениеучастков, разбросанных по трехпольному участку, и слияние их водинкомпактная ферма. Крестьянское право собственности приблизилось кчастный перенос,хотя и не завершена, ибо связана высшим закономстаршая;однако, кроме сбора ренты, это не мешало самостоятельному крестьянскому хозяйству. Крестьянство также увеличилосьгосударствовладение, благодаря парцеллу, казенными имениями и частью общинных земель, которые были куплены в порядке выкупа или сданы в аренду более состоятельными крестьянами.
Частичная ликвидация общинных земель также была проявлением индивидуализации собственности на землю. Наиболее масштабные и наименее благоприятные для крестьян формы принял этот процесс в Англии в виде знаменитых «огораживания».вв 16 в., а затем в еще больших масштабах в 18 в. Раздел общинных земель, которые большей частью были захвачены многими помещиками и более богатыми крестьянами, ускорил расслоение крестьянства и привел к разорению большого числа мелких фермеров, которые без общинных пастбищ и лесов не могли содержать себя в своих хозяйствах. Ограждения были косвенной формой переселения более бедных крестьян.Сих фермы. Таким образом, с одной стороны, зажиточные крестьяне закрепляли свои владения путем покупки или аренды.земляобщинные (особенно пастбища), с другой стороны, некоторые крестьянеона проигрывалаземля, перешедшая в руки крупных землевладельцев или крупных арендаторов. Общая коммунальная собственность была преобразованавчастная собственностьибесплатная аренда.
Эволюциясельскохозяйственная системав Западной Европе былследующийна отдыхеилиисчезновение личного крепостного права крестьян. Этоттакжебыло продолжением изменений, начавшихся в концесредний возраст. Вслед популяризации денежной ренты, иногда в результате уступок со стороны феодалов, чаще в порядке выкупа крестьян, освобожденныхсампостепенно от многочисленных повинностей и личных услуг, которые теперь тоже обращались в деньги или привычно канули в небытие. Прежде всего, крестьяне получили свободу расселения повсюду.ивыезд из деревни, особенно важный для крестьянских детей. Во Франции ивВ некоторых германских и итальянских княжествах вплоть до Французской революции еще сохранялись вотчинная юрисдикция (судебная сервитут) и некоторые государственные привилегии и монополии.небо.В то время как в Англии, Нидерландах и ИспаниииPolnočných Илошехские крестьяне уже в пятнадцатом векеив 16 веке они получили полную личную свободу изаконныйобщие суды. В Англии законодательство буржуазной революцииазиатскийлишь подтвердили существующую фактическую ситуацию, когдав1662 г. даровал всем жителям страны право свободного передвиженияШанайаи расселение по всей стране.
Ввопреки этому встраны к востоку от Лабы в 15 векеXVIв.произошелпротивоположныйтенденцииразвитие аграрных отношений.Аналогичные изменения, которые также начались здесьони задержалисьсредние века (распространениесамарендная платаденежные средства,снижатьсяролькрепостное право, ослабление крепостного правакрестьян и др.) были остановлены,ичетноеотменить. Из середины15 век в Мекленбурге,наНа мореЗапад, в Пруссиии вторник в Польше,а потом изсередина 16 века, сНаходятся-ксони,В Чехии, в Литве феодалы стремятся расширить площадь барского хозяйства(ферма) исобственное сельскохозяйственное производство. маленький-когдаотносительно сохранившиеся многополосные хозяйствасамс более раннего периода они вырастают до во много раз больших размеров, а новые дворы появляются в доходных деревнях, где таких ферм вообще не было. Расширение площади усадьбы осуществлялось либо за счетразработкановыйЗемляи необрабатываемые земли (расчистка зарослейи леса, сушкаболота и т. д.), или заняв часть землимуниципальный,бытьслишкомсхвативкрестьянская земля,особенно так называемыепустой(хутора, опустевшие в результате чумы или бегства крестьян). Через три столетия общая площадь усадебных земель в этих странах более или менее сравнялась с общей площадью крестьянских земель, а в некоторых регионах дажеемупревзошел. Первыми стали развиваться хозяйства в районах, расположенных вблизи песчаных рек, ведущих к Балтийскому морю (р. Одер).иВарта, Висла и Буг, а позже Нямунас и Джвина), потому что крестьянское хозяйствобыл обязательнымв основном с экспортом зерна в Западную Европу.
С увеличениемплощадь землиусадебной фермыраспариваниекрестьянское измерениекрепостное право. Даже там, где фермаслужилпервоначальноработанаемные, как это было в деревняхшахматы,со временем оно все больше и больше смещалось в сторону дараречьпринудительный труд крестьян. Таким образом, крепостное право постепенно распространялось повсюду.С1-2 дня в неделю в 15 веке до 5-6 дней (иногдачетноедо 10 рабочих дней в неделю) в 18 в.
Рост крепостного права потребовал ужесточения контроля и юридических санкций.спо отношению к крестьянам, оказывающим пассивное или активное сопротивление,вышевсе для предотвращения сходимости. В пределах16-ый векпоследовалпостепеннов Восточной Европезаконныйобострение личной подчиненностиbistego, мы ограничиваем возможности оппозиций в семье Дилопа, полностьюприкрепление крестьян к земле и усиление юрисдикцииродовой,что дает вам полную, раскованнуювласть надпредметы. ДанапримерПольшапоследующие правовые актыСрубеж 15/16 веков, от Петркувской конституции;.1-196) до Быдгоща(1520 г.),ввел запрет на выезд крестьян из деревни. обязанность крепостного права в той мере, в какой это предписано сеньором, и право дворянства осуществлять всю полноту власти над крестьянами в Швейцарии.хороший. Таким образом в ЕвропеВосточная] царила «белая покорность»,даже острее и болезненнее, чем первоначальное подчинениеСпредыдущие века. Недаром в XVIII веке как в Пруссии, так и вв Польше ив России положение крестьянина во всеуслышание характеризовалось как «небуду ли я»раб».
Усадебное хозяйство основывалось не только на вольных,щижнянарабочая сила, но и в основном крестьянеинвентарьмертвый и живой. Крестьяне вынуждены были работать в колхозе.рычатьсвоими инструментами и самое главное, zсобственная тяговая сила (sprzęžajem), котораяХолдинг был самым большим бременемкрестьянское хозяйство.Соответственно, стопа pahszczyzna отличаласьиа со временем и более мелкие фермы,свидетельствующийкрепостное пешее, и более крупные (кмице), обязанные крепостному праву. В хозяйстве хранилось лишь несколько инструментов.итягловые животные. Помещик не вкладывалностремился максимально использовать егоих феодальные, т.е. увеличитьэксплуатации крестьян.
Включаяэто была фундаментальная слабость экономики -paňszczyžnianej, которая с большой остротой проявилась в восемнадцатом веке.С одной стороныкрестьяне, задавленные размерами крепостного права, порабощенные законом и произволом аппарата придворного надзора, постоянно находившиеся под угрозой урезания помещичьими имуществами, пренебрегали своими хозяйствами и во всяком случае не имели стимулов к их улучшению. Они также пренебрегали ими, потому что они должны были быть доступны для фермы в первую очередь. Крестьянское товарное производство сократилось, так как крестьянам не приходилось ни продавать продукты земледелия (поскольку они не были обязаны платить ренту, а только крепостное право), ни со временем нечего было продавать, так как отток людей из деревни был остановлен присоединением к земли, вследствие чего в крестьянском дворе несколько увеличивалось число потребителей, а производство в то же время несколько сокращалось. Крестьянин, теряя связь с рынком, мало продавая, мало мог и купить.
С другой стороны, помещичье хозяйство основывалось и на том, что воспроизводство труда, орудий труда и тягловой силы ложилось главным образом на крестьянские хозяйства. Процветание помещичьего хозяйства в конечном счете зависело от хорошего состояния крестьянских хозяйств. Между тем помещик, стремясь расширить сельскохозяйственное производство, увеличивал имение и площадь помещичьего хозяйства, а чаще за счет деревни, подрывая тем самым существование крестьянских хозяйств. Экономическим пределом эксплуатации крепостных была именно эта способность крестьянских хозяйств к воспроизводству, необходимая для хозяйства. Когда эту границу часто и повсеместно пересекали. усадебное хозяйство впало в состояние кризиса, из которого не было выхода в рамках данной системы.
В середине XVIII века кризис помещичьего и крепостного хозяйства стал отчетливо виден наиболее просвещенным представителям дворянства и правящих кругов Восточной Европы.