Недавнее спасение двух крупных банков (Открытия и Промсвязьбанка) в России обойдется стране в миллиарды рублей. Но будущее российской банковской системы и ее влияние на экономику страны все еще неясны.
Россия, наконец, переживает серьезную рецессию, рост которой прогнозируется на 2018 год. Однако недавнее спасение Открытия и Промсвязьбанка выявило серьезные проблемы в банковской отрасли России — проблемы, которые не исчезли после спасения, и могут поставить под угрозу восстановление экономики если она не развивается достаточно быстро.
Сведения о банках Открытие и Промсвязьбанке
Банк «ОТКРЫТИЕ», крупнейший частный кредитор России в сфере активов, в июне 2017 года начал наблюдать огромные денежные оттоки. Затем, в августе, Fitch неожиданно снизил рейтинг.
Открытие, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк входят в число банков, которые в последние недели перед началом истинных проблем с ликвидностью подвергались российским медиа-спекуляциям относительно позиции ликвидности некоторого и потенциального влияния на другие банки.
Накануне Moody’s разместило Открытие на пересмотре для возможного понижения рейтинга, сославшись на увеличение финансирования активов, принадлежащих его материнской компании Открытие Холдинг, и волатильности депозитов клиентов.
С середины 2017 года и после недавних нормативных изменений в отношении размещения негосударственных пенсионных фондов и депозитов государственного бюджета, банк испытал значительный отток вкладов клиентов.
Незадолго до того, как Центральный банк России (ЦБР) был вынужден вмешаться. В конце августа он стал крупнейшим владельцем Открытия с 75-процентной долей, стоимостью около 51 миллиарда долларов США. Стратегия заключалась в том, чтобы ослабить опасения вкладчиков по поводу потери своих депозитов и стабилизации российской банковской системы.
От приобретения пострадали акционеры «Открытия». Их владение в банке сократилось до максимума в 25 процентов, а их инвестиции были полностью уничтожены. Заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев сообщил, что рекапитализация «Открытия» будет стоить от 4,34 млрд. Долларов США (250 млрд. Рублей) и 6,96 млрд. долларов США (400 млрд. рублей), хотя итоговый показатель может быть выше. Это спасение значительно превзошло восстановление ЦБР Банка Москвы в 2011 году, которое составило 395 миллиардов рублей. Но вскоре последовало еще одно бедствие.
Через три недели после выкупа «Открытия» B & N Bank, также известный как Бинбанк и 12-й по величине российский банк по активам, обратился за помощью к ЦБР. По сообщениям, в сентябре 2017 года клиенты, как сообщается, отозвали около 56 миллиардов рублей от Бинбанка. По слухам, аффилированный кредитор Рост Банк и другие банки также нуждаются в экстренном финансировании из Фонда ЦБ РФ для консолидации банковского сектора.
Пять причин, лежащих в основе проблем банковской системы России
1. Быстрое расширение
Открытие и Бинбанк имели склонность к быстрому расширению за счет приобретений. Открытию было разрешено расти очень быстрыми темпами, покупая российских банковских конкурентов, таких как «Номос», осуществление санации «Роснефть Банка» в 2014 году, а также диверсификация в небанковские компании. Бинбанк амбициозно расширил свою деятельность после 2010 года, приобретя более крупные учреждения, такие как «Москомприватбанк», СКА-Банк и другие, до того, как крупнейшим приобретением стало в 2016 году слияние с крупнейшим российским кредитором МДМ-Банком. Однако выясняется, что банки, которые приобрели B & N, имели более серьезные финансовые проблемы, чем сообщалось ранее. Активы Бинбанка выросли в пять раз меньше, чем за четыре года, а также в этом повинно получение средств от государства для спасения небольших банков.
2. Международные санкции
Санкции США и ЕС в отношении Украины, вероятно, нанесли больший экономический ущерб, чем Правительство России готово был признать — и банковский сектор России не имел к санкциям иммунитет. Ситуация с Бинбанком усугублялась остаточными последствиями экономического спада, частично вызванного санкциями, а также ростом плохих долгов в течение предыдущих трех лет. Более того, ключевое положение санкций не позволяет российским банкам привлекать финансовый капитал на Уолл-стрит. Это мешает американским инвестиционным фирмам и коммерческим банкам покупать долевые пакеты или делать долгосрочные финансовые сделки и ограничивает доступ российских банков к иностранному капиталу. Например, Внешэкономбанку (ВЭБ) доступ к иностранному капиталу был отрезан из-за санкций и рассмотрения долга в иностранной валюте на общую сумму 16 млрд. долл. США. Выпуск ВЭБа мог стоить российскому правительству не менее 18 млрд. долл. США или 1,3 трлн. Рублей.
3. Резкое снижение цен на нефть
Россия в 21 веке фактически стала сильно зависимой от нефти как источника доходов для бюджета. Чем выше цена на нефть, тем больше рублевых средств правительство России может вносить в государственные и частные банки, что приводит к большему притоку финансового капитала. Однако в последние годы цены на нефть упали, так как рынок стал наводнен нефтью из-за более широкого использования чистой энергии. Это снизило объем средств, которые российское правительство может внести в национальные банки и, следовательно, повредить их денежным потокам. Усугубление проблемы заключается в том, что российские банки предоставляли кредиты нефтяным компаниям страны в предположении, что цены на нефть будут расти.
4. Девальвация рубля
В последние годы российский рубль потерял свою ценность, что привело к нехватке ликвидности для национальных банков. В целях стабилизации курса рубля Банк России повысил процентные ставки до 17 процентов с 10,5 процента. Но этого было недостаточно, и рубль еще более обесценился. Сочетание обесценивания рубля и роста инфляции затруднило сохранение крупных и особенно мелких российских банков. Поскольку многие российские банки полагаются на денежные средства в качестве основного актива, обесценение рубля заставляет их терять стоимость и вынуждено приобретать больше средств. Это означает увеличение заимствований по более высоким ставкам или поиск правительственных выплат, чтобы они могли оставаться платежеспособными.
5. Большое количество банкротств
Как будто в России не хватает финансовых головных болей, в последние годы в стране наблюдается волна банкротств. Добавление к этим закрытиям — увеличение количества неработающих кредитов (ПРО). Например, просроченные кредиты выросли с 6 процентов на всем 2013 году до 9,2 процента в первом квартале 2016 года. Чем выше число просроченных кредитов, тем больше вероятность банкротства среди российских финансовых институтов. Официально эти просроченные кредиты составляют около 10% всех кредитов. Однако Международный валютный фонд (МВФ) считает, что истинный уровень проблемных кредитов может быть ближе к 13,5%, В любом случае, многие российские банки сталкиваются с финансовой катастрофой. Чтобы остановить волну этих банкротств, в период с января 2014 года по середину 2016 года ЦБ отменил 214 банковских лицензий и использовал процедуры санации в 28 частных банках, используя общественные средства на общую сумму 1,1 процента от ВВП России.
Плохие кредиты в России
Постоянный риск
Помощь была хороша для инвесторов, вероятно, плохо для системы. Они предотвратили эффект Lehman в российской банковской системе и создали слишком большой менталитет зависимости от государства. Сколько еще банков в России с такими же проблемами скоро будет нуждаться в спасении?
Похоже, был проблеск надежды, когда в сентябре 2016 года Fitch пересмотрело прогнозы 23 российских банков. Однако, тем не менее, это было связано с обновлением суверенного прогноза, а это означало, что это не та сила сектора, которая вызвала изменение, но, как утверждается, улучшила способность государства выручать их, если это необходимо.
Даже эта способность под вопросом. Россия, вероятно, находится в худшем финансово-экономическом положении, чем ее политики и лидеры готовы признать. Хорошо известно, но стоит повторить, что Россия стала слишком зависимой от нефти в период низких цен на нефть. Предполагалось, что нефть будет источником капитала в России, который он может вложить в свои банки и всегда предоставлять им денежный поток, необходимый им в хорошие и плохие экономические времена.
Но сейчас Россия идет по финансовому каналу, который может повлиять на банковскую систему страны на долгие годы. Если в ближайшем будущем Россия не будет добиваться сильного экономического подъема, ее банковский сектор может увидеть более тяжелые времена, когда у ЦРБ не будет сил или ресурсов для контроля.