Краткая история моделей коммуникации

yurii Авг 09, 2018

 

Модели коммуникации, обсуждаемые ниже помогают объяснить события, происходящие при коммуникации.

Аристотель (384-322 до н.э.) часто упоминается в качестве первого философа, обратившего внимание на важность установления связи. Его труды по риторике — искусству влияния на других через слово — разработанные с ростом демократии в Древней Греции и до сих пор весьма влиятельные. Многие политические речи зависят от методов, которые он пропагандирует, таких как использование повторения в речи политиков. Аристотель считал, коммуникация состояла из трех элементов:

  • этос — природа или качества коммуникатора
  • логос — природа, структура и содержание сообщения
  • патос — природа, чувство и мысль приемника или аудитории.

Совсем недавно, в 1948 году, политолог Лассуэл создал формулу для описания процесса коммуникации:

  • кто говорит?
  • что говорит?
  • кому говорят?
  • по каким каналам?
  • с каким эффектом?

Это имело очень большое влияние, и отражает интерес на тот момент к силе пропаганды. Но это предполагает, что связь всегда будет иметь эффект и предполагает, что общение всегда убедительно. В этой модели, коммуникатор или отправитель решает, что говорить и как общаться и приемник только ждет, чтобы быть затронутым — подход, который в настоящее время считается очень ограниченным.

Клод Шеннон, математик, создал представление формулы Лассуэла как линейное, математическое уравнение в 1949 году он и его партнер Уоррен Уивер, работющий на на Bell (телефоны) и их интерес был обусловлен техническими требованиями среды. Они ввели ключевую концепцию вмешательства в связь, которую они назвали «шум». Помехи могут возникать в трубке говорящего или приемника, или в линиях, соединяющих их. В результате, сообщение может быть искажено и неправильно понято. Тот же принцип может быть переведен на различные носители, например, радиопомехи, плохой прием ТВ, напечатанный текст мелким шрифтом, смазанные фотографии. Шум был позже расширен за счет включения мечтательность, физический дискомфорт или другие виды отвлечения.

Простая модель связи будет включать в себя источник или отправителя, выбирающий информацию (кодирует), чтобы создать сообщение, которое будет передаваться по каналу на приемник, который выбирает значение из сообщения (декодирует) и реагирует действием или каких-либо действиями (обратная связь), адаптация Харрисоном модели Шеннона и Уивера демонстрирует это ясно (Рисунок 1). Эта модель имеет некоторые полезные элементы для связей с общественностью, в частности, в отношении понятий шума и роль обратной связи. Шум – это все, что добавляется к сигналу между передачей и приемом, который не предназначен источником. Шеннон и Уивер были наиболее обеспокоены инженерным шумом, таким как физическое вмешательство на телефонной линии, которая может повлиять на сообщение. Современный эквивалент физического шума может быть прерыванием мобильного телефонного разговора в то время как поезд проходит через туннель. Шеннон и Уивер добавили концепцию семантического шума, чтобы охватить широкий диапазон возможных помех между  отправителем и получателем сообщения, такие как физический дискомфорт приемника или отвлекающие мысли. Дело в том, что человек, которому вы говорите не может получить сообщение, предназначенное для передачи. Итак, как вы можете сказать? Где обратная связь приходит.

Когда в разговоре участвуют два человека, говорящий свободно может регулировать свой тон, скорость, язык, акцент и так далее, в соответствии с вопросами, воспринимать кивки, улыбки и другие ответы от слушателя. В самом деле, если он что-то не понял, он может быстро прояснить. Источник и приемник находится в постоянной обратной связи и регулировке коммуникации. Этот элемент обратной связи имеет решающее значение для эффективных связей с общественностью — мы должны знать, если сообщение было получено, как это было понято и какими действия или изменениями в отношении или поведения отреагировал получатель сообщения.

Тем не менее, это по-прежнему представляет две проблемы. Во-первых, это линейная: обратная связь, что  не то же самое, как равноправное участие в общении, а во-вторых, трудно разместить средства массовой информации комфортно в этой модели. Модель Осгуда-Шрамм (Рисунок 2) предполагает более равномерную модель коммуникации в то время как модель Вестлей-Маклин описывает роль средств массовой информации в системе связи.

Осгуд и Шрамм занимают центральное место в разработке второго подхода, предложенного Роджерсом и Кинкейд. В 1954 году они создали круговую модель, которая показала, что приемник, а также отправитель участвует в непрерывном и активном акте коммуникации. Каждая сторона должна интерпретировать сообщение и сформировать ответ перед отправкой его или назад.

Рисунок 1. Модель коммуникации Шеннона и Уивера в адаптации Харрисона

На самом деле это заблуждение думать о коммуникационном процессе как о процессе, который заканчивается где-то. Это действительно бесконечно. Мы действительно имеем коммутационные центры обработки и перетрассировку большого бесконечного потока информации.

Рисунок 2 Модель коммуникации Осгуд-Шрамма

Рисунок 3 Модель коммуникации Уэстли-Маклина

Это более равноправные отношения связи были продолжено в работе Маклеод и Чаффи, модели которых (1973) оказали большое влияние на размышления Грюнинга о двусторонней связи.

Вторая проблема, с линейными моделями, к которым также относятся Осгуд и Шрамм, является то, что они не включают в себя роль средств массовой информации. Обратная связь в сообщениях средств массовой информации довольно сильно отличается от личных или групповых сообщений. Там может быть письмо редактора, конечно, но часто эффект общения очень трудно измерить. До сих пор наиболее полезную моделью этого периода является модель Уэстли-Маклина 1957 года (Рисунок 3), поскольку она является первой, рассмотретвшей роль средств массовой информации в сообщении.

Уэстли и Маклина ввести роль привратника или канала (С) в поток связи между (А), который похож на источник, и (В), который похож на приемник. Тем не менее, они разработать эти роли так, что (A) становится адвокатом, то ему отводится «целесообразная роль», и (В), индивид или группа общественности, считается имет «поведенческую роль». Эта модель показывает также события в окружающей среде (X) и реакцию всех игроков на эти события. Это первое, чтобы описать роль профессионала связей с общественностью так ясно. (A) должен собрать соответствующую информацию из внутренней и внешней среды и создать соответствующее сообщение (X), чтобы пройти через канал (C) или привратника, который может изменить его (X), прежде чем он может достигнуть общественности (физическое лицо или группа). Модель напоминает PR, что журналист или привратник имеет доступ к дополнительной информации (X), чем их пресс-релизы. Модель также описывает сложность обратной связи в массовой коммуникации с обратной петлей курсирующих между PR и журналистом, PR и общественностью, а также общественностью и журналистами, хотя обратной связью с помощью средств массовой информации задерживаются.

Стоит отметить, что Интернет является сокращением роли привратника журналиста, так как организации могут размещать любые материалы, которые они выбирают, на своем собственном сайте, а также создавать прямые связи со своими ключевыми аудиториями. Аналогично, групповое поведение (B) больше не зависит от средств массовой информации для получения информации и может получить доступ к событию в среде непосредственно. (В) может также связываться с другими членами аудитории и обмена связи без контакта с (а) или (С).

Модель Вестлей-Маклин оказалась ценной отправной точкой для изучения процесса коммуникации, но акцент все еще о том, как отправитель формирует сообщение. Есть и другие теоретики, которые видят процесс и действия отправителя как совершенно не имеет значения. Они подчеркивают роль аудитории или приемника в построении смысла.

Поделиться этим