Глава 1. Особенности разных моделей экономического развития новых индустриальных стран
1.1. Общие признаки и специфика экономического развития новых индустриальных стран
Новые индустриальные страны, несмотря на различия, продемонстрировали динамизм экспорториентированной индустриализации, базирующейся на создании национальной конкурентоспособной промышленной продукции. Опыт НИС свидетельствует о становлении определенной модели развития, позволяющей преодолевать отставание путем возрастающего участия в мировом хозяйстве. Однако, следует принимать во внимание особые условия, при которых начала действовать эта модель: благоприятный стартовый период, отмеченный подъемом мировой экономики, высокие темпы расширения международной торговли, льготный режим для экспорта промышленных товаров из развивающихся стран.
Показательно, что при анализе ситуации в азиатских НИС используется термин «developmental state» («развивающее государство»). Подразумевается способность государства создавать институциональные связи, обеспечивать свободный обмен информацией между административными структурами и бизнесом, чтобы в конечном счете достичь целей развития. В некоторых исследованиях сложившаяся в первых НИС система обозначена как «управляемый рынок, который своим формированием обязан своеобразной коалиции развития, включающей военных, политиков, бюрократию и деловых людей»[1].
Опыт вмешательства государства в экономику в первых НИС оказался успешным благодаря тому, что оно осуществлялось в тесной связи с частным сектором в рамках рыночноориентированной экономики. Особенно показательна в этом отношении Южная Корея. Методы, которые были использованы в этой стране, внешне очень напоминают опыт индустриализации в СССР: с 1961 г. разрабатывались пятилетние планы развития хозяйства, осуществлялся жесткий контроль за распределением ресурсов, предприятия получали целевые задания, демократические движения, личная свобода и права граждан сурово подавлялись. Но в то же время девизом первого пятилетнего плана стал лозунг «Долой бедность», а одной из задач индустриализации — повышение жизненного уровня населения. Позиции государства в хозяйственной жизни, размеры собственности, которой оно располагало, его взаимоотношения с частным сектором не были жесткими, раз и навсегда установленными. Напротив, они были гибкими, подвижными, чутко реагировали на внешние и внутренние импульсы.
Приоритетность образования и квалификационного роста рабочей силы типичны для социально-экономической политики первых НИС. Известный специалист по проблемам менеджмента П. Друкер подчеркивает, что широкое профессиональное обучение, получившее распространение в США еще в начале века, «подхватила Япония, а через 20 лет — Южная Корея, которые положили его в основу феноменального экономического взлета»[2]. Скорость, с которой удалось добиться резкого повышения образовательного и профессионального уровня работников, опровергает классические представления, выдвинутые А. Смитом, который утверждал, что стране нужно несколько столетий для создания навыков труда и руководства производством, трудовых традиций. В XVIII веке невозможно было вообразить ритм и темп века XX. Важно подчеркнуть следующее: если американский менеджмент исходил из предпосылки, что квалифицированный труд должен соответственно оплачиваться (как известно, Ф. Тейлор не приступал к модернизации системы управления предприятием, если его владелец отказывался увеличить заработную плату персонала в два-три раза), то Япония и новые индустриальные страны подняли производительность труда при сравнительно низкой его оплате.
[1] Брагина Е.А. Модель развития новых индустриальных стран // Вестник Российской Академии Наук, том 68, № 1.
[2] Друкер П. Новые реальности. М.: Бук Гембэр Ин-тернатионал, 1994. С.323.