Вопрос об основании возникновения обязательства, будучи актуальным для теории ценных бумаг в целом, является одним из наиболее дискуссионных в теории вексельного права. Дискуссия об основании возникновения весельного обязательства не может считаться исчерпанной. Многочисленные, главным образом, немецкие, вексельные теории, преследующие цель установить основание возникновения вексельного обязательства, с некоторой степенью условности можно разделить на договорные и внедоговорные. Основное различие между указанными теориями состоит в том, что в то время как в соответствии с договорными теориями вексельное обязательство возникает вследствие заключаемого векселедателем и векселедержателем через выдачу и принятие векселя договора, авторы внедоговорных теорий исключают наличие какого-либо договора в качестве основания возникновения вексельного обязательства. По-разному решается и вопрос о моменте возникновения вексельного обязательства, которое признается различными теориями возникшим или с момента написания документа, или с момента его выдачи, или с момента его принятия.
Интересно рассмотреть теории, получившие наиболее широкое развитие в цивилистической науке и не утратившие значения до настоящего времени. Наиболее полно немецкие теории были исследованы В.Д. Катковым. Среди внедоговорных теорий, прежде всего, необходимо назвать креационную теорию. В соответствии с этой теорией вексельное обязательство возникает в силу одностороннего акта создания весельного документа, причем моментом возникновения вексельного обязательства признается момент подписания
векселя. «Креационная теория, как совершенно справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, прекрасно объясняет, почему векселедатель должен платить добросовестному векселедержателю по векселю, который вышел из его рук помимо его воли, даже вопреки ей, дает объяснение независимости прав последующих векселедержателей от прав их предшественников». [20,с. 92-93]
На основании креационной теории появилась эмиссионная теория, согласно которой вексельное обязательство возникает из одностороннего действия принимающего обязанность лица. Однако, в отличие от креационной теории, эмиссионная теория рассматривает в качестве такого одностороннего действия не только составление векселя, но и намеренную выдачу надлежащим образом составленного веселя принимающим на себя вексельное обязательство лицом. При этом эмиссионная теория не требует принятия векселя лицом, способным стать кредитором по векселю; вексельное обязательство возникает в силу только лишь выдачи, эмиссии векселя и именно в момент выдачи векселя. Как отмечает Н.А. Крутицкий, эмиссионная теория, не допускающая ни при каких обстоятельствах возникновения вексельного обязательства помимо воли векселедателя, выраженной в акте эмиссии векселя, расходится в этой части с действующим законодательством (ст. 16, ст. 17 Положения о векселях 1937 г.). [20,с. 93]
В отличие от эмиссионной теории, не придающей значения воле векселеприобретателя для возникновения вексельного обязательства, но предполагающей наличие воли векселедателя, разработанная Грюнгутом теория честности, напротив, считая в качестве единственного необходимого условия для возникновения вексельного обязательство добросовестное приобретение векселя кем-либо, отрицает необходимость наличия направленной на выдачу векселя воли векселедателя. Таким образом, в соответствии с теорией Грюнгута, добросовестное приобретение надлежащим образом составленного векселя может повлечь возникновение вексельного обязательства даже тогда, когда вексель был утерян векселедателем, украден у него или каким-либо иным образом вышел из его рук без его воли.
Иначе объясняется возникновение вексельного обязательства договорными ториями, предполагающими необходимость согласованного волеизъявления векселедателя и векселеприобретателя для возникновения вексельного обязательства.
Среди договорных теорий, прежде всего, должна быть названа теория Теля, по мнению которого вексельное обязательство представляет собой обещание денежной суммы, не зависимое от основания и устанавливаемое выдачей и принятием векселя, посредством которых и происходит заключение договора о принятии векселедателем на себя вексельного обязательства. Договорная теория Теля отрицает возможность возникновения вексельного обязательства, как помимо воли векселедателя, так и помимо воли векселедержателя. Но эта теория не может объяснить независимость прав последующих векселедержателей от прав их предшественников.
Попытка разрешить это противоречие была предпринята итальянским ученым Виванте. Он исходит из того, что в то время как отношения между векселедателем и первым векселедержателем определяются заключенным между ними договором, отношения должника к последующим приобретателям определяется односторонним волеизъявлением векселедателя, представляющим собой самостоятельный правопроизводящий факт и получившим выражение в содержании бумаги.
Существует также договорная теория Якоби. По этой теории правопорядок, регулируя правоотношения, возникающие при выпуске и обращении ценных бумаг, приравнивает в отношении добросовестных третьих лиц внешнюю видимость права к осуществлению действительно существующего права. Составление векселя он рассматривает не как одностороннюю операцию, а как действие, не содержащее в себе
волеизъявление составителя обязаться по векселю, а значит, не подпадающее под сделку, но влекущее возникновение вексельного обязательства.